Борис стечкин. Стечкин борис сергеевич Академик стечкин

Место рождения: с. Труфаново Тульской губ.

Направления деятельности: техника

Стечкин Борис Сергеевич (1891, с. Труфаново Тульской губ. – 1969, Москва) – специалист в области теплотехники и авиационных двигателей,

Академик (1953)

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа (20 июля) 1891 г. в селе Труфаново Тульской губернии. Отец, Сергей Яковлевич Стечкин – критик, писатель, репортер газет, ушел из семьи, когда Б.С. Стечкину было около трех лет. Воспитанием троих детей занималась мать, Мария Егоровна Стечкина – медсестра.

В 1901 г. Б.С. Стечкин был принят в Орловский кадетский корпус с содержанием на дворянский счет. Закончив кадетский корпус в 1908 г., он приехал в Москву, где по совету двоюродного брата отца, известного русского механика Николая Егоровича Жуковского, поступил на механический факультет Высшего технического училища (ВТУ).

К тому времени Н.Е. Жуковский, являясь профессором ВТУ, создал при училище кружок авиации, в котором Б.С. Стечкин и начал заниматься. Кроме него в кружке состояли А.Н. Туполев, А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин и др. Силами членов кружка осуществлялись работы в аэродинамической лаборатории, в которой каждый имел свое направление. Б.С. Стечкин занимался специальными вопросами моторостроения.

С начала Первой мировой войны в аэродинамической лаборатории для испытаний военных самолетов было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в которое вошел Б.С. Стечкин. Бюро проделало большую работу по накоплению экспериментального и расчетного материала, что позволило начать обоснованное проектирование летальных аппаратов.

В годы Первой мировой войны Б.С. Стечкиным был создан прибор для прицельного бомбометания с самолетов и двигатель АМБЕС-1 мощностью 380 лошадиных сил для танков. Этот двигатель был представлен им в качестве дипломного проекта.

В 1918 г. Б.С. Стечкин окончил МВТУ и был оставлен при училище для занятий авиационными моторами. В том же году был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), одним из организаторов которого являлся Б.С. Стечкин, в котором он с 1919 г. по 1930 г. возглавлял винтомоторный отдел.

В 1920-е гг. Б.С. Стечкин принял участие в создании аэросаней, которые явились единственным машинным транспортным средством при освоении Севера. В те же годы он посетил Францию, Германию, Англию, США, где знакомился с новинками теоретической и прикладной гидродинамики, авиационного моторостроения.

В 1930 г. Б.С. Стечкин перешел на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1931-1933 гг. им, совместно с Н.Р. Брилингом и Г.В. Тринклером, были разработаны и испытаны быстроходные авиационные дизели ЯГТ, ПГЕ, КОДЖУ и 1000-сильный ФЭД-8.

В 1933-1937 гг. Б.С. Стечкин, продолжая заниматься вопросами моторостроения, разработал и построил вместе с Л.В. Курчевским авиационный дизель МСК. Одновременно он конструировал лопаточные машины, в частности центробежные компрессоры, необходимые в то время поршневым двигателям для увеличения высоты полета.

В 1930-е гг., работая на авиационном заводе Наркомата авиационной промышленности, он разработал целую серию систем для вооружения сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских сил. На их основе в Советской Армии были созданы реактивно-динамические безоткатные пушки АПК для авиации, БПК – для пехоты и противотанковое оружие.

В 1938-1943 гг. Б.С. Стечкин работал в конструкторском бюро, где создал бесклапанный пульсирующий реактивный двигатель УС (ускоритель Стечкина), предназначенный для ускорения самолетов.

В 1943-1955 гг. он занимал должность заместителя главного конструктора по научно-технической части на заводе. Ученый работал над созданием моторов с непосредственным впрыском топлива, над системами турбонаддува и природных компрессоров наддува для высотных авиадвигателей; решал задачи по прочности и динамике машин и механизмов.

После 1943 г. инженерная и научно-техническая работа стали основой его деятельности. С 1945 г. началось широкое распространение и быстрое совершенствование воздушно-реактивных двигателей, турбореактивных двигателей и лопаточных машин. В окончательном виде работы ученого по воздушно-реактивным двигателям были опубликованы в 1953-1954 гг. в коллективном труде «Теория реактивных двигателей». На первом в мире пассажирском реактивном лайнере ТУ-104 был установлен двигатель РД-3М, непосредственным участником создания которого был Б.С. Стечкин.

В 1946 г. Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом, в 1953 г. – действительным членом АН СССР.

В 1952 г. Б.С. Стечкин организовал лаборатории лопаточных машин в Институте машиноведения АН СССР и был назначен ее руководителем.

С 1954 по 1962 гг. Б.С. Стечкин возглавлял Институт двигателей АН СССР, созданный на базе двух лабораторий Института машиноведения АН СССР. Институт разрабатывал основы создания принципиально новых двигателей с непосредственным преобразованием тепловой энергии в электрическую, продолжал совершенствовать лопаточные машины, газотурбинные установки и поршневые двигатели.

Начиная с 1962 г. и до последних дней своей жизни Б.С. Стечкин сотрудничал с С.П. Королевым, работая у него в конструкторском бюро. В этот период он занимался новыми разработками в области жидкостных магнитогидродинамических двигателей.

Другим направлением его деятельности в те годы была защита воздушного бассейна, охрана природы. Б.С. Стечкин принимал участие в симпозиумах, научных конференциях, являлся членом научного совета по этому вопросу.

Долгие годы Б.С. Стечкин вел педагогическую деятельность. Он преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Институте инженеров Красного Воздушного Флота, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе (МАИ) и др.

Б.С. Стечкин состоял членом комиссии ЦАГИ по постройке аэросаней (1919), редактором-консультантом журнала «Вестник воздушного флота» (1921), членом редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1927-1930, 1933-1937), членом Редакционного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1948-1949), заместителем председателя (1949-1951), председателем (1951-1966) Комиссии по газовым турбинам АН СССР, членом секции машиностроения Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1964), членом Бюро Отделения технических наук АН СССР (1957-1959), главным редактором журнала «Известия АН СССР» (1959-1961), членом Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1967).

Заслуги Б.С. Стечкина были высоко оценены правительством. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда (1961), он был награжден двумя орденами Ленина (1947, 1961), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом Красной Звезды (1945) и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948).

Б.С. Стечкин – лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1957) премий.

Б.С. Стечкин дважды подвергался репрессиям: в 1930 г. он был арестован, осужден на три года по делу «Промпартии» и досрочно освобожден в конце 1931 г. В 1937 г. ученый был вновь арестован, находился в заключении до 1943 г., работал в специальном ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Борис Сергеевич Стечкин умер 2 апреля 1969 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.


Родился 5 августа 1891 года в селе Труфаново Тульской губернии ,
в дворянской семье.

Отец - Сергей Яковлевич Соломин (Стечкин) ( 1864 - 1913 ) был одним
из первых русских писателей
, целиком посвятивших своё творчество
научной фантастике
.

Мать - Мария Егоровна Стечкина - дочь профессора МГУ Н.А. Шилова стала
земским фельдшером
. Погибла в 1942 году от рук фашистских захватчиков .

Среднее образование он получил в 1908 году в Орловском кадетском корпусе ,
по окончании которого поступил на Механический факультет Высшего
технического училища
в Москве , которое закончил в 1918 году.

Со студенческих лет , по совету своего двоюродного дяди ,
профессора Николая Егоровича Жуковского , он обратился к изучению
в опросов теории двигателей , работая на кафедре после окончания МВТУ .
В 1921 году Борис Сергеевич Стечкин с тановится Профессором .

В 1920-е годы Б.С. Стечкин становится одним из наиболее авторитетных
специалистов
в ССС Р в области авиамоторостроения , внёс заметный вклад
в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания .

В 1929 году в журнале "Техника Воздушного Флота" он публикует статью
"Теория воздушного реактивного двигателя"
, где впервые формулируются принципы , ставшие основополагающими в этой отрасли техники .

Б.С. Стечкин
является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин .

Работая в различных научных и конструкторских организациях , Борис Сергеевич
тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники ,
в том числе с
Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером , С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым ,
А.А. Микулиным
и др угими .

В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения ( впоследствии ЦИАМ ) .

Несмотря на все свои заслуги перед страной , Стечкин дважды подвергся
сталинским репрессиям
.
В первый раз он был арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии ,
приговорён к трём годам тюремного заключения , но, благодаря вмешательству
Академика
С.А. Чаплыгина , освобождён досрочно в конце 1931 года в связи
с пересмотром дела .

Во второй раз он был арестован в декабре 1937 года .
Во время следствия в одной камере с ним сидел Валентин Петрович Глушко ,
будущий Академик и выдающийся конструктор ракетных двигателей .
Именно Стечкин (уже имевший опыт отсидки ) посоветовал
Глушко подать
прошение об использовании его как специалиста
, тем самым спас его
от безвестного пропадания в лагерях .

До 1943 года Борис Сергеевич находился в заключении , работая в спецтюрьме
НКВД ЦКБ-29
(т.н. "Туполевская шарага" ) .
Это помешало поступлению в Московский Государственный университет
его сына - Сергея Борисовича Стечкина - впоследствии ставшего
Профессором этого университета
.

Этот период жизни Б.С. Стечкина затронут в романе А.И. Солженицына
"В круге первом"
, а также в книге воспоминаний Л. Кербера
"Туполевская шарага"
.

В 1943 году Б.С. Стечкин был освобождён по ходатайству А.А. Микулина перед
И.В. Сталиным , в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей ,
на роль научного руководителя которого Микулин предлагал кандидатуру
Бориса Сергеевича Стечкина
.
Начиная с 1943 года он являлся заместителем Главного конструктора
Опытного Конструкторского бюро Центрального
института
авиационного машиностроения по научной части.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих
научно-исследовательских центров
по изучению проблем авиации и
ракетостроения
, в том числе Центрального Аэрогидродинамического Института ,
Военно-воздушной инженерной Академии имени Н.Е. Жуковского
,
Института двигателей Академии наук СССР ,
первым директором которого он являлся .

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла
преподавательская работа .
Он был Профессором Московского высшего технического училища
(
в 1921-1927 годах ) , Московского Авиационного института ( в 1933-1937 годах ) ,
Военно-воздушной инженерной Академии имени Н.Е. Жуковского
(
в 1921-1954 годах ) , Московского автодорожного института (в 1954-1969 годах ) .

С 1963 года и до конца жизни Борис Сергеевич Стечкин работал научным консультантом по перспективным двигателям в ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва ,
заботясь как истинный патриот о будущих высоких достижениях
советской космонавтики
.

Он был организатором работ работ по созданию плазменных и ионных электрореактивных двигательных установок для космических полетов .

***
Сын Б.С. Стечкина - Стечкин Сергей Борисович (1920 - 1995 ) - математик ,
Профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ,
Доктор физико-математических наук .

Внук Б.С. Стечкина - Стечкин Борис Сергеевич (род. в 1950 году ) - математик , сотрудник Математического института Российской Академии наук ,
Академик Академии космонавтики.

Племянник
Б.С. Стечкина - Стечкин Игорь Яковлевич (1922 - 2001 ) -
Лауреат Сталинской премии
, Заслуженный конструктор
Российской федерации
, изобретатель , конструктор стрелкового оружия ,
создатель автоматического пистолета.

Зять Б.С. Стечкина - Веденов Александр Алексеевич (1933 - 2008 ) -
Лауреат Государственной премии СССР ,
член-корреспондент Российской Академии наук ,
Д ействительный член Российской Академии естественных наук ,
Главный научный сотрудник Отделения перспективных
исследований ИЗМИРАН,
Профессор кафедры молекулярной биофизики МФТИ
,
учёный в области области теоретической физики , статистической физики ,
физики плазмы, квантовой электроники , физики твёрдого тела
и молекулярной биофизики ,
Научный сотрудник
Института Атомной энергии имени И.В. Курчатова .
Н аграды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1961 года
"За выдающиеся заслуги в деле развития гидроаэромеханики и теплотехники
и в связи с семидесятилетием со дня рождения"
Академику
Борису Сергеевичу Стечкину было присвоено звание
Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и
Золотой медали "Серп и Молот" .

В 1946 году он был удостоен Сталинской премии .
а в 1957 году - Ленинской премии .

Награждён двумя орденами Ленина ,
орденами Трудового Красного Знамени , Красной Звезды ,
медалями "За доблестный труд" , "За победу над Германией" ,
"800 лет Москвы" .

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса в 1908 г. поступает на механическое отделение Высшего технического училища в Москве, где встретился с двоюродным братом своего отца - известным российским ученым Н.Е.Жуковским. Именно в этот году профессор Жуковский начинает читать в ИМТУ курс «Воздухоплавание» и создает знаменитый воздухоплавательный кружок, в котором начали свою научную и инженерную деятельность ныне всемирно известные авиационные конструкторы: А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин и другие.

Стечкин один из самых активных членов этого кружка. Кроме того, в течение нескольких лет он совмещает учебу с работой механика и инструктора по авиационным моторам на авиационных курсах Управления воздушного флота, организованных при ИМТУ Жуковским. В 1918 г. Борис Сергеевич закончил МВТУ и получает диплом инженера-механика. По просьбе Н.Е. Жуковского - «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами.

В том же году под руководством Жуковского создаётся Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Стечкин переходит туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходящих в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом, ученым широкого профиля в области моторостроения, механики. Работая заместителем директора ЦАГИ, Борис Сергеевич одновременно читал лекции в МВТУ, где в 1921г. его утверждают в звании профессора. Н.Е. Жуковский в последние годы своей жизни поручил ему чтение лекций в МВТУ и в Институте инженеров Красного Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского) одним из организаторов которого он был.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами он был осужден на три года, в конце 1931 г. освобожден и позже реабилитирован. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

В 1930 г. на базе отдела авиационных моторов НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ был организован Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), в котором Борис Сергеевич с 1935 г. занял должность заместителя директора по научной работе. Работу в ЦИАМе он успешно совмещал с активной научно-педагогической деятельностью в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в которой с 1932 г. он руководил кафедрой теории авиационных двигателей. Преподавал и в Московском авиационном институте (1933-37).

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин вновь был арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работает над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжает заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года он создаёт пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 г. по решению Государственного комитета обороны было образовано новое ОКБ по разработке авиационных двигателей, которое возглавил А.А.Микулин. По его настоятельной и мотивированной просьбе Б.С.Стечкин после шестилетнего заключения возвращается в Москву и приступает к работе в качестве заместителя Генерального конструктора по науке ОКБ А.А.Микулина. Одновременно с основной работой командование ВВС поручило Б.С.Стечкину организацию в академии им. Н.Е. Жуковского кафедры «Теории лопаточных машин и реактивных двигателей», начальником которой он был с1943г. по 1954г. вплоть до назначения заведующим лабораторией двигателей АН СССР (1954-1961), преобразованной в 1961 г. . в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961-62 г. Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института.

Б.С. Стечкин еще с 1915 г. начал заниматься теорией авиационных двигателей. Он является одним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воздушно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники.
В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич был избран академиком Академии наук СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей.

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.

В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым, А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.

Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.

Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930-1933 и 1937-1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына - С. Б. Стечкина - впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Лучшие дня

Сын Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Сергей Борисович, математик, профессор МГУ.

Внук Бориса Сергеевича Стечкина - Стечкин, Борис Сергеевич, математик, сотрудник МИАН, академик Академии космонавтики.

Племянник Бориса Сергеевича Стечкина (старшего) - Стечкин, Игорь Яковлевич, изобретатель, оружейник, создатель автоматического пистолета Стечкина.