Динамический стереотип и его роль в процессе обучения. Что такое динамический стереотип? Полная характеристика динамического стереотипа

Стереотипы - это определенная последовательность привычных действий, закрепленная при помощи функциональных связей и условных рефлексов. В на протяжении дня поступает огромная масса раздражителей. Это, к примеру, могут быть различные явления и события, краски, запахи и цвета. Все эти хаотические импульсы систематизируются и укладываются в целостную систему. Например, у каждого человека есть свой распорядок дня, который может быть как жестким, так и гибким.

Жизнь индивида укладывается в определенные рамки. Подобная система становится прочной и косной при неизменяющихся условиях существования. Она же может быть и подвижной при изменяющихся процессах.

Динамический стереотип был открыт известным ученым И. П. Павловым. Он применял в своей работе определенную последовательность отрицательных и положительных раздражителей, вслед за этим вырабатывались условные рефлексы. Окончательным результатом выступал динамический стереотип, являющийся слаженной системой определенных внутренних процессов.

Для того чтобы вызвать цепь не нужно проводить воздействие с помощью первоначальной целостной системы раздражителей. Достаточно применить первый сигнал - и цепь рефлексов последует в автоматическом порядке.

Динамический стереотип необходим для экономии духовных и физических сил. Здесь можно привести пример из повседневной деятельности. Человек, только осваивающий определенный труд, тратит много сил на его выполнение. Профессионал же усвоил уже автоматическую последовательность действий и делает свою работу легче, экономичнее и грамотнее.

Изменить стереотипы достаточно сложно. Здесь И. П. Павлов сделал еще одно важное открытие. В трудных или кризисных обстоятельствах нервной системе человека проще исполнять привычную последовательность действий, нежели ломать стереотип. Индивиду очень сложно приспособиться к новым, пусть даже слабым раздражителям. Приобретение нового стереотипа проходит долго, время от времени возвращаются прежние реакции. У слабых или истощенных животных выработка новой последовательности действий может вызвать невроз.

И. П. Павлов связывал динамический стереотип и с человеческой деятельностью. В доказательство он приводил тот факт, что у каждого индивида есть определенный, привычный уклад жизни. Это может быть последовательность в выполнении сна, приема пищи, отдыха.

И. П. Павлов связывал с физиологическим основанием тяжелое самоощущение, возникающее при потере близких людей, смене привычного образа жизни, изменении верований и мировоззрения. То есть прежние динамические стереотипы ломаются, так как они больше не являются адекватными действительности, и вслед за этим начинается невроз.

Стоит заметить, что привычная последовательность действий и реакций не является косной. Она изменяется, ведь воздействие внешней среды в высшей степени непостоянно. На формирование стереотипов очень сильно влияет воспитание. Так, человеку можно привить волевые качества, трудолюбие и т.п.

И. П. Павлов также отмечает, что устоявшиеся, косные стереотипы характерны для организма слабого. К примеру, практически невозможно поменять привычную последовательность действий и реакций у пожилых людей.

Существует также социальный стереотип. Означает он упрощенную систему распространенных представлений о некоторых группах людей. Так, человек из определенного сообщества наделяется ведущими качествами его группы вне зависимости от его характера. То есть люди ждут от индивида предсказуемого поведения. Чаще всего, социальный стереотип касается национальных, религиозных и расовых групп.

Динамический стереотип в медицине и психологии – это система постоянно проявляющихся условных рефлексов, которые сформировались у человека в результате воздействия одних и тех же раздражителей извне. Система закрепляется за счет вновь образовавшихся нервных связей, происходит процесс реакции организма за счет этих условных рефлексов без сиюминутного осознания происходящего.

Этот термин ввел в науку И.П. Павлов. Он утверждал, что динамическое стереотипное поведение человека распространяется на все сферы его деятельности: от простейших действий конечностями, до образа мышления и всей жизни. Рассмотрим подробнее это явление, как оно проявляется, и чем помогает в жизни человека.

Значение динамического стереотипа велико для нашей нервной системы. Определенная последовательность действий в ответ на появление раздражителя помогает нервной системе адекватно и не перегружаясь реагировать на него. В целом мы имеем два основных положительных момента от этого явления:

Роль динамического стереотипа в процессе обучения

Это явление изучается разными науками: биологией, психологией, физиологией и остальными отраслями медицины, педагогикой в ракурсе привычек в обучении. Доказано, что человек лучше усваивает материал, засыпает и работает, если делать это в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Выработать динамический стереотип в учебе сложно. Но когда постоянные действия уже закрепились в коре больших полушарий, они сохраняются на долгие годы. Те условно-рефлекторные действия, которые закрепились в детстве, сохраняются до старости, и их сложно потом переделать, откорректировать.

Формирование навыка обучения, ухода за собой, домом, в раннем детстве положительно влияет на поведение человека в будущем. Поэтому явление, закрепленное в коре головного мозга, при должном поведении играет положительную роль для человека.

Торможение выработанных рефлексов, виды и особенности возраста

Торможение условных рефлексов – процесс, при котором выработанная стереотипизация претерпевает изменения под влиянием разных условий. Влияние бывает внутренним и внешним, в зависимости от вида влияния, различают:

Угасание рефлексов (внутреннее торможение) имеет разную временную характеристику, в зависимости от возраста человека. У детей угасание происходит медленнее, это связано с особенностями их НС. Этим объясняется сложность в преодолении вредных привычек (когда ребенок грызет ногти, ходит в туалет на кровать и т.д.) Угасание важно для получения новых навыков.


Запаздывание – тоже процесс условного торможения. Внешне это проявляется в выдержке, тренировке, терпении, воспитание человека здесь же. Запаздывание на физиологическом уровне появляется из-за отсрочки времени воздействия раздражителя при выработанном рефлексе.

Дифференцировка также характеризует внутреннее торможение, заключается в различении похожих раздражителей (звуков, запахов и др.)

Физиология, примеры

Это явление экономит энергию и время для человека. Организм, усваивая новые навыки, имеет возможность их совершенствовать посредством формирования рефлексов и «включения» торможения. Благодаря динамическому стереотипу удается на физиологическом уровне выработать автоматизацию действий. На практике это можно увидеть, когда за трудную работу берется опытный человек или новичок.

Первому будет намного легче выполнить поставленную задачу, чем новичку. Это дает возможность опытному работнику экономить время, энергию для ее выполнения. Напряжение вызывает процесс полного изменения внешних условий, тогда человеку предстоит полностью изменять систему сложившихся рефлексов. Доказано, что флегматикам и меланхоликам сложнее поменять стереотипы в действиях, так как у них врожденная инертность течения процессов торможения.

Теория организации движений Бернштейна

Организация движений с динамическим стереотипом – это взаимосвязанные понятия. По принципу развития рефлекторной дуги распределяются и уровни движений человека. В зависимости от возбуждения центров головного мозга, происходят разные движения. «Задеваются» разные «слои» центральной НС. Каждому уровню соответствуют названия латинских букв.

Уровни организации движений:

Любое повторяющееся действие человека от самого примитивного, до сложно устроенного, является условным рефлексом, динамическим стереотипом. Этим свойством НС в работе пользуются психологи и медики. Мы сейчас не берем физиологию: восстановление после травмы, обучение детей с патологиями. Нас интересует психологическая область, то есть, как выработать полезные привычки.

Есть разные программы, но мы рассмотрим основные моменты формирования новых привычек.

Каждый ли из нас, когда что-то пишет, задумывается о том, каким будет его почерк или во время ходьбы зацикливается на своей походке, осанке? Мало того, над собственной жестикуляцией вообще вряд ли кто-то рассуждает. Благо, все это происходит неосознанно, ведь в жизни столько много куда более важных вещей, чем фокусирование на том, в какую сторону во время произнесения того или иного слова отвести руку. Иными словами, за все это отвечает динамический стереотип, о котором, пусть даже в целях общего , важно ознакомиться каждому.

Значение динамического стереотипа

Данная последовательность условных рефлексов вырабатывается у человека в процессе его учебной и производственной деятельности, другими словами, на протяжении всей жизни с каждым днем возникают все новые и новые динамические стереотипы. Его несомненной пользой является то, то он помогает человеку экономить энергию (нервную и мышечную). К тому же на его осуществление тратится очень мало жизненного времени, а это говорит о том, что организму предоставляется возможность решать более важные задачи. Нельзя не отметить, что такой стереотип вырабатывает стиль поведения, дисциплину человека. На его основе возникают всевозможные навыки, привычки и умения. В случае, если человек попадает в несвойственную для него среду, затрудняется проявление его динамического стереотипа.

Динамический стереотип и физиология

Динамический улучшает скорость протекания всех условных рефлексов. К тому же он положительно влияет на деятельность коры головного мозга. Такой двигательный стереотип возникает вследствие последовательного воздействия раздражителей условного и безусловного типа.

Примеры динамического стереотипа

За примерами не нужно далеко идти: ваше любимое хобби, будь то игра на пианино, езда на лыжах или конный спорт – все это осуществляется благодаря динамическому стереотипу. Мало того, пользование столовыми приборами, ходьба, бег, прыжки и даже письмо основаны на навыках, фундамент которых – все тот же двигательный стереотип.

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но хорошо закрепленный стереотип трудно подается угашению и может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него,– быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) – нежелательно.

Словосочетание "динамический стереотип" кажется странным. Ведь стереотип - это нечто постоянное, а слово "динамика" обычно связано с изменением или перемещением. Но здесь имеются в виду постоянные связи в мозге человека, которые могут изменяться под воздействием окружающей среды. Динамический стереотип у человека - это физиологическая основа всех его умений и навыков. Знание основных закономерностей поможет эффективнее использовать этот механизм в целенаправленном обучении.

Формирование

Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни - это ходьба на двух ногах.

Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.

Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках - все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.

Примеры

Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.

Еще один пример динамического стереотипа - обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.

Последовательный и пространственный виды стереотипов

Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы - это индивидуальная "программа" движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.

Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.

Роль режима дня в формировании стереотипов

Любой навык формируется в течение длительного времени. Научиться хорошо кататься на коньках за один раз невозможно. Также нельзя освоить большой объем информации перед экзаменом за день. Именно поэтому организм нужно приучать обучаться и отдыхать в строго определенные часы. Ведь процессы расслабления и напряжения чередуются по своим законам, под которые необходимо подстраиваться.

Психология и биология подтверждают, что человек лучше обучается, работает и даже быстрее засыпает, если все эти процессы происходят регулярно, то есть в одно и то же время при одинаковых условиях.

Закрепление динамического стереотипа и ЦНС

Разберем, что такое навык. Это автоматизированный и устойчивый компонент деятельности. Формируются навыки благодаря постоянному повторению и закреплению. Обучение новым навыкам целиком зависит от работы центральной нервной системы. Чтобы игра пианиста стала виртуозной, в коре его мозга должны последовательно объединиться множество нейронов в единую нейронную цепь. Эта сеть нейронов будет отвечать за движения пальцев во время игры. Опытному пианисту уже не обязательно следить глазами за последовательностью нот. Многократное повторение приведет к автоматизации, значит, ноты "впечатаются" в кору его мозга.

Закрепление двигательного стереотипа проходит в 3 этапа:

  1. Сокращается время, затраченное на выполнение работы.
  2. В процессе тренировок пропадают лишние действия.
  3. Пропадают паузы между простыми движениями. Происходит более быстрое переключение нервной системы с одного элемента действия на другой.

Особенность нашей нервной системы в том, что мозг воспринимает всю совокупность факторов внешней среды как единое целое. Реакция также имеет целостную природу. Динамический стереотип, выработанный в детском возрасте, сложно поддается изменению. У некоторых людей, имеющих слабый тип нервной системы, попытка переделать их привычки даже приводит к неврозам.

Торможение и возбуждение ЦНС

Нервные механизмы основываются на физиологических процессах возбуждения и торможения ЦНС. Раздражители влияют на формирование условных рефлексов. А рефлексы затем объединяются в системные комплексы. На это уходит очень много психических сил. Еще больше их нужно для переобучения. Поэтому обучать ребенка нужно так, чтобы он сразу выполнял все правильно.

Для достижения автоматизма необходимо постоянное повторение, постоянное целенаправленное возбуждение тех же связей в мозге до полного закрепления. Когда подкрепляющие факторы пропадают, а динамический стереотип еще не сформирован, в действие вступает процесс торможения. Как это понимать?Торможение условного рефлекса - это процесс, при котором стереотип претерпевает изменения. Торможение, как и возбуждение, бывает условным и безусловным.

Условное контролируется центральной нервной системой. При безусловном создание динамического стереотипа резко прекращается. Это бывает, когда возникает новый очаг возбуждения. По этой причине появляется потребность в ресурсах для формирования новых реакций.

Переучивание человека во взрослом возрасте

Обучение всем необходимым привычкам и навыкам лучше проходит в детском и юношеском возрасте. У взрослых синаптические связи медленнее закрепляются. Этот факт объясняет, почему взрослому сложнее приспособиться к новым обстоятельствам или поменять место работы.

Трудности при попытке "попрощаться" с плохими привычками также связаны с работой ЦНС. Динамический стереотип поведения лежит в основе закрепления плохих привычек. Если молодой человек привык снимать стресс не контрастным душем, а сигаретой, то в зрелом возрасте переучить его уже практически невозможно.

Выводы

Двигательный динамический стереотип проявляется в установленной четкой последовательности выполняемых движений. Закрепляются стереотипы чрезвычайно медленно и требуют огромных затрат психической энергии.

Все наши привычки сложены из разных взаимообусловленных нейронных цепей, которые еще И. Павлов назвал условными рефлексами. Именно на их основе закрепляются навыки обучения, такие как игра на музыкальных инструментах или конькобежный спорт.