Как готовиться к сессии. Как правильно готовиться к сессии Эффективные методы подготовки к экзаменам

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья будет продолжением нашей предыдущей статьи, которая была посвящена первокурсникам. Здесь мы более детально разберём разные составляющие вашего будущего обучения в ВУЗе. Наверняка для вас учёба в университете - что-то загадочное и таинственное. Чувство внутреннего беспокойства есть практически у каждого первокурсника.

Главный вопрос, который волнует каждого нового студента - как подготовиться к обучению в ВУЗе ? Что взять с собой в другой город? Сколько денег нужно для нормальной жизни? Как не вылететь после первой сессии? Мы постараемся ответить на эти и многие другие вопросы в этой статье, касающиеся подготовке к обучению в ВУЗе .

Итак, для начала разрешите поздравить вас, теперь вы студент! ЕГЭ и томительное ожидание результатов зачисления остались позади, впереди - новое испытание. Многие из вас, уважаемые читатели, на время своего обучения в высшем учебном заведении, уезжают на учёбу в другой город. Самостоятельная жизнь, да ещё и в незнакомом городе - это, безусловно, испытание.

Вам предстоит самостоятельно вести свой быт в общежитии, готовить себе, с умом расходовать деньги, полученные от родителей. Вот и началась полноценная взрослая жизнь! Вы к ней готовы? Точно не знаете? Тогда читайте далее внимательнее, ниже мы распишем по пунктам, как вам лучше всего подготовиться к самостоятельной жизни и обучению в университете. В каждом пункте мы будем рассматривать подготовку с разных сторон. Это позволит вам полностью подготовиться к новому этапу в вашей жизни. Начнём-с.


Вы уже студент, а студентом себя всё ещё не чувствуете? Боитесь будущей неопределённости? Тогда у вас есть проблемы с моральной подготовкой. Безусловно, всё новое для человека - это стресс кто бы, что там не говорил. Для тех, кто приезжает на учёбу из другого города - стресс вдвойне. Однако, следуя нашим простым советам, вы станете более спокойными.

Для начала, летом, после того как вы поняли, что поступили, а можно ещё и раньше, поспрашивайте у своих друзей, как это - быть студентом? Наверняка у вас есть знакомые и друзья, которые уже давно учатся в ВУЗе. Только вы им задавайте конкретные вопросы, те, которые вас действительно интересуют. Вопросы типа, «ну как ты учишься?» вам не помогут лучше понять студенческую жизнь.

Вместо этого спросите: «Сколько тебе нужно денег на неделю?» или «Сколько брать с собой одежды?» Такие вопросы уже помогут вам сформировать хоть какое-то представление о студенческой жизни. Это очень важно сделать, потому что, если вы хотя бы в голове будете представлять то, что вам предстоит ощутить на своей шкуре через несколько дней, то это успокоит вас, а вам и этого и надо. Нужно снять с себя нервное напряжение.

Например, когда вы купаетесь в известном вам месте, вы же не боитесь пораниться. А когда купаетесь в незнакомом? Наверняка осторожно заходите в воду, боитесь поранить ногу. Также и с учёбой. Если вы представляете себе, что вам предстоит, то и «нырять» в студенческую жизнь вы будете с большей смелостью и напором

Поэтому, чтобы внутренне успокоиться, пообщайтесь с уже опытными, бывалыми студентами, которые расскажут вам о студенческой жизни всё, что вас интересует. Можете, также посещать сайт сайт почаще, ведь мы здесь тоже стараемся вам помочь. Мы даже летом не отдыхаем - работаем ради вас!

Учёба в университете предполагает большие умственные нагрузки. Здесь вам предстоит до мельчайших подробностей изучить всё, что касается вашей будущей специальности. Поэтому было бы очень неплохим шагом с вашей стороны, если вы ещё в августе ознакомитесь с примерным списком дисциплин, которые вам предстоит изучать на протяжении всей вашей студенческой жизни. Это также немаловажный этап в подготовке к обучению в ВУЗе . Список предметов вы, скорее всего, сможете найти на официальном сайте вашего высшего учебного заведения.

И было бы вообще шикарно, если бы вы за оставшееся время до начала учёбы хотя бы в кратком варианте прочитали какую-нибудь литературу по тому предмету, который вам предстоит изучать, когда вы в сентябре придёте в ВУЗ. Чтобы не быть полностью «зелёным» и несведущим, так сказать.

Поэтому, если вы не хотите «перегреться» от тех нагрузок, которые вам предстоит на себе ощутить в университете, тогда потихоньку (по 5-10 страниц в день) начинайте читать литературу по вашему будущему изучаемому предмету.

Во-первых, как мы уже сказали, вы будете хоть немного знать о том, что вам предстоит изучать, а, во-вторых, чтение поможет вам настроиться на учебный лад.

Знаете, почему многих первокурсников отчисляют сразу после первой сессии, а то и раньше? Потому что они так и не смогли осознать того, что они теперь учатся в университете, где нужно учиться, а не валять дурака. Не было у ребят настоя. Поэтому, не повторяйте чужих ошибок, ведь вы не хотите потерять своё место в университете, полученное путём упорной подготовки к ЕГЭ. Если говорить по-русски, то не ступите в самом начале вашего обучения.

Как мы уже писали выше, спросите у своих друзей, сколько им нужно денег, чтобы нормально жить неделю. Вам важно знать, сколько денег взять с собой на учёбу, если вы будете жить в другом городе.

Скажите родителям, чтобы они подкопили денег, если у вас в семье есть проблема с деньгами. Но мы полагаем, что ваши родители в курсе, что теперь им нужно давать вам довольно большое количество денег. Хорошо, если вы будете учиться не так далеко от своего дома, и у вас будет возможность на каждые выходные приезжать обратно домой. А если вы приедете на учёбу издалека? Поэтому заранее посмотрит в Интернете, сколько будет стоить проездной по городу, сколько нужно платить за общежитие и т.д.

Также, не забывайте, что львиную долю ваших денег будет «съедать» пропитание в общежитии. Поэтому уделите особое внимание этой статье ваших расходов. Также не забывайте, что вы не только будете учиться, но и отдыхать. Поэтому и этот факт также учтите, когда вы вместе с родителями будете решать, сколько вам будет нужно денег, для того чтобы нормально и с относительным комфортом жить в другом городе.

Порой многие студенты забирают документы из ВУЗа из-за того, что они не могут устроиться на новом месте. Ведь жить в чужом городе, да ещё и без денег - это просто невыносимо. Поэтому тратьте деньги, выделенные вам родителями с умом. Старайтесь распределять траты равномерно по всей неделе, чтобы к её концу не оказалось, что вам не на что купить себе покушать.

Также, было бы очень хорошо, чтобы у вас были свои карманные деньги, чтобы если что, всегда был денежный запас. Где их заработать, спросите вы?

За время вашего обучения в институте вам предстоит напечатать мылимо-немыслимо количество разных рефератов, курсовых работ и т.д. Так что без компьютера в современном университете делать нечего. Плюс к нему купите портативный принтер. Ведь вам будет нужно где-то распечатывать свои работы.

Если у вас есть какая-нибудь хроническая болезнь, тогда не забудьте взять с собой необходимые вам лекарства. Ну, что вам ещё посоветовать? В принципе, мы прошлись по самым основным моментам вашей подготовки к обучению в ВУЗе .

Самое главное - с самого начала вашего студенчества не ведите разгульную жизнь, проучитесь хотя бы полгода. Сначала освойтесь на новом месте, а потом уже получайте от студенческих лет максимум удовольствия!

Вывод : В этой статье мы рассмотрели 4 аспекта вашей подготовки к обучению в ВУЗе . Это моральная готовность, интеллектуальная подготовка, финансовая подготовка и закупка всем необходимым для жизни и учёбы. Чтобы удачно вступить в студенческую жизнь, позаботьтесь об этих сторонах подготовки.

Если с ними у вас не будет проблем, тогда вам будет нечего бояться, и вы будете успешно учиться в вашем университете. Помните, что войну выигрывает не тот, кто сильнее, а тот, кто более подготовленный.

Удачного вам старта во взрослую студенческую жизнь. Надеемся, эта статья была полезна для вас.

С уважением, команда сайта сайт

Слово «сессия» для студента сопоставимо с неимоверными трудами, а для некоторых даже с каторжными работами. Те, кто уже отучился, наверняка вспомнят, что студенческая пословица: «Жить от сессии до сессии» вполне актуальна во время всего периода обучения. Так ли это, мы с вами попробуем разобраться.

Итак, сессия для студента - это вполне привычное занятие, которое проходит один раз за семестр, то есть два раза в год. Казалось бы, что это совсем не много и вполне реально уделить всего несколько дней, чтобы выучить все дисциплины, которые нужно знать на определенном этапе обучения. Но давайте на минуту задумаемся, почему для некоторых учащихся сессия становится труднейшим периодом в жизни.

Первое правило, которое должен знать студент при приближении сессии - это как к ней готовиться. Сам процесс подготовки к сессии должен стать неотъемлемой частью учебного процесса. Это стоит запомнить и применять абсолютно всегда. Большинство проблем со сдачей экзаменов происходят именно потому, что студент пропускает процесс подготовки. Итак, мы расскажем, как готовиться к сессии.

Для начала разберемся, что такое сессия. Если объяснять это понятие по каким-то общим стандартам, то сессия - это экзаменационный период, который проходит один или два раза в год в каждом институте. То есть, за время учебного года или семестра студент изучает какие-либо дисциплины, после чего отчитывается по каждой из них. Способ сдачи экзамена назначается кафедрой или преподавателем. Это может быть зачет, сдача письменной работы, контрольной работы и прочего. Также существуют зачеты. Чтобы сдать сессию, у студента не должно быть отметки «неуд» в зачетной книжке. Казалось бы, что все просто - ходишь весь год на лекции и потом сдаешь все экзамены. Но тут на самом деле есть масса факторов, которые могут помешать студенту. первым и самым распространенным из них является личностный фактор. Имеется ввиду, что студент сам во время года не посещает лекции, после чего ему очен6ь трудно найти необходимую информацию для подготовки. Многие преподаватели намеренно устраивают зачеты и экзамены по собственным лекциям, а некоторые педагоги вообще не допускают студента к сдаче, если у него имеется определенное количество пропусков. Отсюда вытекает правило того, как готовиться к сессии - не пропускать лекции и практику.

У каждого учащегося имеется своя мотивация пропусков. Кого-то могла слишком затянуть привольная студенческая жизнь. Это объясняется тем, что после школы выпускник попадает совершенно в другую сферу общения в коллективе. В большей степени это относится к тем студентам, которые живут в общежитии и за которыми нет такого родительского контроля, который был на этапе обучения в школе. Попадая в институт они сразу чувствуют себя более самостоятельными и взрослыми, поэтому предпочитают удовлетворять какие-то свои пожелания, нежели вести полноценный учебный процесс. Отсюда и возникают неожиданные проблемы с сессией.

Вторая мотивация того, что студент не может сдать сессию - это потребность в работе. Например, чтобы оплачивать свое обучение учащемуся необходимо подрабатывать. На самом деле таких случаев очень много, так как не у всех есть такие родители, которые готовы платить за своего ребенка. В таких ситуациях приходится работать, тем самым пренебрегая учебе.

Не все ВУЗы отличаются достаточным уровнем подготовки студента к сессии. Сейчас все больше встречается ситуаций, когда преподаватели предпочитают, чтобы их студенты готовились к экзаменам самостоятельно. Они проводят лекции, направленные на изучение общих понятий определенной науки, а какие-то отдельные вопросы при этом не рассматриваются, но учитываются во время сдачи экзамена. Таким образом, многие учащиеся просто теряются в таком объеме информации, которую требуется изучать самостоятельно.

Подводя итоги того, как готовиться к сессии, можно выделить несколько ключевых правил. На первый взгляд они банальные, но все же о них стоит помнить.

  • Посещать лекции;
  • Начинать просматривать написанные материалы заблаговременно до начала сессии;
  • Использовать дополнительные источники поиска материала для подготовки;

И последнее и самое главное правило - упорно трудиться. Дело в том, что образование для каждого человека становится неотъемлемой частью их жизни. Диплом дает не только некие перспективы развития выпускника как личности, но и заметно увеличивает шансы на получение хорошей работы. Естественно, в современности многие пытаются работать и без наличия диплома. Среди таких людей есть очень успешные люди. Но все-же образование делает из человека грамотную и культурную личность. Таким образом, сдавая сессию, следует помнить о том, что это тоже своего рода жизненный урок, помогающий более ответственней относиться к обыденным вещам.

Задачу облегчает наличие специальных экзаменационных вопросов. Имея их перечень, можно попытаться выучить хоть что-нибудь. Подготовка к сессии будет особенно эффективной, если заняться ею за несколько дней до начала экзаменов. Так студент заметно сократит предэкзаменационный стресс, избавится от необходимости проводить за учебниками бессонные ночи во вред собственному здоровью.

Не должно быть оставлено без должного внимания в подготовительный период правильное питание студента. В рацион следует включить продукты, способствующие улучшению памяти. Это грецкие орехи, различная рыба, мед. Из напитков лучше выбирать зеленый чай, а вот энергетики придется категорически исключить.

Готовиться лучше подходами. За 1 раз следует внимательно читать 5-7 вопросов. Их сложность определяет общий объем информации, изучаемой между перерывами на отдых. Основные паузы должны составлять четверть часа, а после 2 часов интенсивной подготовки следует сделать перерыв на 30 минут.

Во время изучения каждого вопроса нужно концентрироваться. Машинальное чтение текста без вникания в его суть крайне нежелательно. В противном случае запомнить ничего не удастся, независимо от количества совершенных прочтений.

Большую часть времени, отведенного для подготовки к первой сессии, лучше уделить максимально непонятным для себя экзаменационным вопросам. В течение дня следует чередовать материал по разным дисциплинам. Так продвижение по билетам будет равномерным, облегчится их усвоение.

Мощный инструмент успешной сдачи сессии

Для каждого экзаменационного вопроса нужно строить специальную фразу-ключ. Вокруг нее должен формироваться максимально развернутый ответ. Ею может стать главный факт по билету, основная мысль по нему.

Выучить все фразы-ключи при грамотной организации времени можно на протяжении одного дня. Если в билете спрашиваются основные понятия математического анализа, ответа строится так: «математическая модель, множества вещественных чисел, рациональные и иррациональные числа, дроби, целые значения». В процессе подготовки можно пользоваться удобными для понимания сокращениями.

Следующим этапом является непосредственное построение подробного ответа на вопрос к фразе-ключу. Примечательно, что она помогает зафиксировать в памяти все существенное. Благодаря этому не нужно прилагать титанических усилий для запоминания деталей.

Писать шпаргалки надо обязательно. Покупать готовые не стоит, они только навредят. Для подготовки собственных «шпор» можно использовать содержательный материал, чтобы на крошечном клочке бумаги умещался увесистый ответ. Абстрактных выражений лучше избегать, и писать все ясно и четко. Так вы быстрее запомните ответ, и, возможно, вам не понадобится.

Вытащив на экзамене билет, нужно первым делом вспомнить краткую формулировку и записать ее. Затем «украсить» ее деталями и обозначить развернутый ответ. В процессе подготовки непосредственно на экзамене каждая фраза-ключ предоставит возможность студенту активировать глубокие уровни памяти и вспомнить массу информации, услышанной и прочитанной прежде.

Подобный алгоритм организации подготовительного процесса способствует сведению потерь времени к минимуму. Разумеется, гарантировать отличные знания не приходится, но обеспечить себе получение положительной оценки вполне возможно.

Как работать с электронным учебником и электронной хрестоматией

Электронные учебники и электронные хрестоматии – современные источники информации, составленные в полном соответствии с требованиями учебных планов и учебных программ.

Электронный учебник содержит учебную программу, сам учебник, небольшую хрестоматию, включающую несколько наименований близких информационных источников и дополняющих отдельные разделы учебника, тренировочный тест-контроль, вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Работа с электронным учебником при наличии хорошего компьютера становится не только важным, но и увлекательным делом, тем более, что в соответствии с логикой создания учебника, можно легко найти все необходимые сведения, поработать со схемами, графиками, рисунками, видео- и аудио-материалами, составить электронный конспект учебника или целиком скопировать его для последующей работы в домашних условиях. Возможность многократного возвращения к трудным местам учебника, использование дополнительных материалов из других информационных источников, имеющихся в хрестоматии, текущая проверка усвоения материала по тестам существенно расширяют информационное поле по сравнению с традиционными учебниками.

Электронная хрестоматия включает в себя все самые важные источники информации по изучаемой дисциплине. В неё входят классические труды выдающихся ученых прошлого, монографии, написанные в последние годы, учебники и учебные пособия, имеющие грифы Министерства образования,Учебно-методических объединений по специальности, отмеченные премиями как лучшие учебные пособия России. Многие хрестоматии содержат иностранные источники, с которыми студент может работать при подготовке курсовых и дипломных работ. Встроенные поисковые системы облегчают работу с хрестоматиями и позволяют пользоваться ими в различных режимах обработки информации. По сути, электронная хрестоматия – внушительная часть собственной библиотеки будущего специалиста. К окончанию института эта своеобразная «книжная полка» разрастется до внушительных размеров, обеспечив специалисту любой справочный материал по его профессии и прекрасные навыки работы с самыми современными поисковыми системами.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.


Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи - саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

Но одно из важных условий укрепления памяти - это ее постоянное тренировка. Хотя мысль о том, что повторение - мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение - самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывать материал;

б) ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);

в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал " отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает " учить" у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем - в 7-00-7-30, утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять у тебя не более часа. В 8-00-8-30 приступай к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайся не более, чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела. Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придешь бодрым и уверенным в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в театр, на стадион или в кино. Но ни в коем случае не забудь обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляй спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии ты мог хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.

Как планировать самостоятельную работу. Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.

Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что рабочий день студента должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.

Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.

Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:

· изучение лекционного материала, основой которого является конспект лекций;

· решение задач, которые выдаются преподавателями на практических занятиях;

· выполнение домашних заданий, которые выдаются на лекции;

· чтение и конспектирование отдельных разделов рекомендуемых учебников и учебных пособий, дополняющих лекционный материал;

· подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиумам, контрольным работам;

· выполнение курсовых работ;

· перевод иностранного текста и др.

Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную, необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается.

При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными.

Если вопрос, как подготовиться к сессии, заставляет вас нервничать, повышает уровень тревожности и лишает психического равновесия, вам обязательно нужно купить бензопилу. Зачем? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Перед вами – 7 действенных советов на тему подготовки к сессии . Если уж вам пришлось стать главным героем фильма ужасов под названием «Сессия грядёт», не выбирайте роль жертвы. Не бойтесь сессии, пусть сессия боится вас!

Честное слово, ну не так уж страшна сессия, как её малюют! Что страшит больше всего? Психологи утверждают: 1) неизвестность; 2) невозможность повлиять на ситуацию.

Неизвестность – это фактор, который заставляет ребёнка бояться темноты, а студента-первокурсника – трепетать перед сессией. Как справиться с этой проблемой? (Не с темнотой, а с сессией). Выяснить как можно больше о том, что вас ждёт:

  • Узнать, что и когда нужно сдавать (зачёты, экзамены), составить график – это поможет распределить силы. Забить график в компьютер и смартфон, чтобы всегда был под рукой. Для наглядности его можно даже распечатать на листе А3 и повесить на стену.
  • Выяснить условия допуска к каждому испытанию. Записать условия прямо в графике, под конкретным экзаменом или зачётом. Например: зачёту к белой магии надо сдать для допуска реферат, к зачёту чёрной – отработать все пропущенные лекции и семинары, к экзамену спецкурсу по метанию файерболов – сдать коллоквиум, к экзамену по приготовлению волшебных зелий – не забыть про три лабораторные, а то эта ведьма сожрёт с потрохами. Примерно так
  • С помощью старшекурсников и других источников информации () собрать информацию о том, как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена, составить психологические портреты преподов.
  • Узнать у старших братьев по разуму, а также у самих преподавателей, какими источниками (лекциями, учебниками, статьями, монографиями) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
  • Точно узнать о том, как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет дополнительная сессия. Будем надеяться, что эта информация вам не понадобится, но обладание ею снизит чувство тревожности. Ведь если знаешь, ужасная неизвестность (что будет, если я не сдам?!!) превращается в запасной план действий (не сдал? Переходим от плана А к плану Б).

Второй фактор страха – ощущение, что ты не контролируешь ситуацию. Этот фактор, кстати, лежит в основе аэрофобии. Человеку трудно понять, как эта многотонная фиговина держится в воздухе, его мучает ощущение, что он полностью зависим от пилотов и вообще от воздушной стихии, а сам ничего сделать не может. Поэтому один из способов лечения аэрофобии – детальное разъяснение принципов работы самолёта и основ аэродинамики. А уж если человека пустить в кабину «порулить» или усадить рядом с пилотом в небольшом самолёте или вертолёте, он в большинстве случаев перестаёт бояться полёта, так как чувствует себя примерно так же, как рядом с водителем автомобиля.

Понимаете, в чём дело? Нужно обрести контроль над ситуацией. Понять, что и как. Именно отсутствие контроля над ситуацией вызывает страх перед сессией не только у первокурсников, но и у матёрых студиозусов, имевших негативный опыт «зачистки хвостов». Следовательно, для борьбы с растерянностью перед сессией после этапа сбора информации необходимо продумать свои дальнейшие действия:

  • Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
  • Где взять нужные учебные материалы?
  • Как лучше готовиться к сессии, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?

Ответы должны носить конкретный, конструктивный характер!

Итак, в целом с паникой справились. Есть готовность к конструктивному решению стоящих задач. Но как, как одолеть эту громаду конспектов, учебников, научных журналов, многотонных собраний сочинений?! Вы собрали информацию о сессии, преодолев неизвестность, но глыба кажется неподъёмной.

Что делать? Брать в руки бензопилу!

Один из основных принципов тайм-менеджмента гласит: чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов.

Во-первых, сразу приступать к поеданию такой громадины настолько страшно, что хочется отложить это занятие на потом. Задача кажется нереальной (ты же лопнешь, деточка).

  • Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, то от области в районе хвоста, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
  • В-третьих, «кусочничая» и надгрызая слона с разных сторон, вы даже при плотно набитом животе будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.

В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. И – приятного аппетита!

А теперь представьте себя Президентом. Ну, или хотя бы директором крупного предприятия. Если сроки поджимают, гора бифштексов до сих пор нетронута, а преподаватели уже намекают на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным менеджером.

  • Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
  • Выявите приоритеты (самые сложные для вас предметы и темы; зачёты и экзамены самых строгих преподавателей; самые срочные и важные доклады-рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости. Нет смысла посвящать львиную долю зачёту у препода, который всем поставит росписи в зачётке, не вслушиваясь в ответы, в ущерб подготовке к сложному экзамену.
  • Наладьте поставки. Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете, сколько будет стоить заказ контрольной или шпаргалок у студлансеров (если потребуется).
  • Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь. Например, студлансерам. Они с удовольствием помогут вам сгрызть не то что слона, а целого бронтозавра
  • Велите переговоры, налаживайте связи. Выходите на контакт с преподавателями. Значительную часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
  • Заведите отчётность. Не только планируйте подготовку к сессии, но и отмечайте пройденные этапы пути.

Кстати, эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!

Впрочем, многим студентам, готовящимся к сессии, нравится другая роль – роль полководца. Это уже вопрос вкуса и темперамента. Рассматривайте зачёты и экзамены как бои и военные кампании, разрабатывайте личную стратегию и тактику победоносной войны. Решайте, куда бросить основные силы, где наметить прорыв блокады, а где привлечь ресурсы союзников. Студлансеры по ленд-лизу тушёнку не высылают, зато снабжают шпаргалками, докладами, контрольными, лабораторными и рефератами.

Поработайте над мотивацией. Чем сильнее мотивация – тем проще подготовиться к сессии. Определите для себя цели этой подготовки. Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы. Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.

Учтите, что такие цели, как «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо. Выработайте мотивацию, затрагивающую аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений. Ну, что-то вроде «Я готовлюсь к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и купить виллу в Сорренто».

Да, кстати: не начинайте мотиваторы с отрицания. Забудьте о частице «не». Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными. Даже примитивное «Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше чем «Не вылететь из вуза», а простое «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».

Ещё одна фишка: установите награды. И промежуточные, и глобальную. Это усиливает мотивацию.

Чувствуете, что, несмотря на все мотиваторы, вас затягивает болото скуки? Относитесь к сессии, как к игре. Вас ведь не надо мотивировать на любимые танчики или космолёты, или во что вы там любите играть? Вот и сессия может стать увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения!

Включайтесь в эту игру пораньше! Особенно если в вашем вузе действует балльно-рейтинговая система допусков или попросту преподы очень пристально следят за вашими успехами в течение семестра.

Даже если вы поклонник спринтерской стратегии подготовки к экзаменам (попросту говоря, готовы выучить китайский за ночь), план боёв надо составить заранее. Ведь, помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё множество других моментов. И порой получение допусков ко всем этим экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.

Недооценка этих моментов нередко приводит к катастрофе очень умных ребят, которые с лёту могут ответить на любой вопрос экзаменатора… И самоуверенно являются на экзамен, не учтя того, что допуска у них нет. Особо опасны для таких студентов преподы-бюрократы, зарывшиеся в груды докладов-рефератов. Ещё опасней преподы-нарциссы, балдеющие от собственных лекций. И, само собой, считающие, что этот восторг должно разделять и всё остальное человечество, а кто прогуливает лекции – враг народа и кандидат на отчисление.

Чтобы успешно подготовиться к сессии и не загреметь к невропатологу, воспользуйтесь этими рекомендациями:

  • Изучите методы мнемотехники, концентрации, познакомьтесь с методом ассоциаций и другими интеллектуальными фишками, которые помогут вам лучше усваивать информацию.
  • Создайте для себя оптимальные условия работы. Оптимальная температура для занятий составляет 19 – 22 С, влажность – на уровне 50 – 60%. Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию . Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
  • Оптимизируйте питание. Почаще включайте в рацион , и пореже – пиво и прочие безблагодатные субстанции.
  • Спорт – отличный метод восстановления организма после интеллектуальных нагрузок. Он обеспечивает идеальное переключение режимов деятельности.
  • Не забывайте про отдых. Не грузите на своего верблюда больше, чем он может вынести, иначе в разгар сессии бедняга может рухнуть под весом соломинки. Но в то же время не забывайте, что отдых – это процесс восстановления сил после труда, а не вместо .

Вы справитесь! Как уже говорилось в начале статьи, не так страшна сессия, особенно если вы вооружены бензопилой, мотиваторами и хорошо работающим мозгом. Одна из проблем, мешающих подготовиться к сессии – драматизация ситуации. Помните, каким страшным казался зверушкам Тараканище из сказки Чуковского?

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали…

Не падайте оборок, не преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач. Это всего лишь сессия – одна из многих. Нормально всё будет. Прорвётесь!