Категориальный диссонанс. Когнитивный диссонанс в психологии - причины и симптомы


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами, философией. Именно это позволяет нам чувствовать себя целостными и удовлетворёнными. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на периодическое появление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Тем не менее, обладать элементарными нужно каждому человеку, ведь это поможет ему лучше узнать, в первую очередь, себя самого.

Итак, что такое когнитивный диссонанс и как он проявляется в нашей жизни?

Понятие «когнитивный диссонанс» происходит от двух латинских слов – «cognitio», означающего «познание» и «dissonanita», означающего «отсутствие гармонии», и представляет собой особое состояние, во время которого человек ощущает психический дискомфорт, вызванный столкновением в его сознании противоречащих друг другу убеждений, идей, реакций в отношении какого-то явления или объекта.

В качестве примера можно привести такую ситуацию: вы стоите на улице и видите двух человек – солидного мужчину и бродягу. У вас есть своё представление о каждом из них: солидный мужчина представляется интеллигентным, воспитанным, джентльменом, а бродяга – скорее, полной его противоположностью. Но вот у приятного мужчины звонит телефон, он отвечает на звонок и начинает громко разговаривать, употребляя массу нецензурных выражений, плюясь на тротуар и совершенно не обращая внимания на окружающих. В то же время бродяга подходит к вам, и достойным настоящего интеллигентного человека тоном интересуется у вас о том, который час и как ему пройти по такому-то адресу. Как минимум, вы будете удивлены и обескуражены таким положением вещей – противоположные представления и убеждения только что столкнулись в вашем сознании. Это и есть когнитивный диссонанс.

Впервые теорию когнитивного диссонанса предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. При помощи неё он пытался объяснить конфликтные ситуации в познавательной сфере личности, вызванные событиями, явлениями или действиями других людей. Эта теория обусловлена двумя гипотезами :

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек неизменно будет стремиться к устранению несоответствий, вызвавших его. На это влияет, главным образом, сопутствующее диссонансу состояние психологического дискомфорта.
  • Для нейтрализации этого дискомфорта человек будет стремиться избегать ситуаций, которые могут его усугубить.

Причины для возникновения когнитивного диссонанса могут разными:

  • Какая-либо ситуация из настоящего не соответствует опыту из прошлого
  • Мнение одного человека идёт вразрез с мнением окружающих
  • Незнакомые человеку традиции и обычаи других народов
  • Логическое несоответствие каких-либо фактов

Влияние когнитивного диссонанса часто недооценивается, в то время как на самом деле оно очень серьёзно. Как уже говорилось, само это состояние возникает при несоответствии знаний человека. Поэтому, к примеру, для принятия решения человек иногда должен оставить в стороне свои знания и поступить как-то иначе, что, в свою очередь, создаёт несоответствие между тем, что он думает, и тем, что он делает. Результатом этого становится изменение установок, что просто необходимо и неизбежно для того, чтобы знания человека были согласованы. Именно это служит катализатором того, что многие люди часто оправдывают какие-то свои поступки, мысли, ошибки и действия, изменяя свои убеждения в угоду им, ведь это нейтрализует внутриличностный конфликт.

Когнитивный диссонанс, в зависимости от ситуации, имеет свойство становиться сильнее или слабее. Например, в ситуации, когда человек помогает человеку, которому это особо не нужно, степень диссонанса минимальна, но в случае, если человек понимает, что должен срочно приступать к важной работе, но занимается чем-то посторонним, степень будет выше. Интенсивность состояния диссонанса напрямую зависит от важности выбора, стоящего перед человеком. Однако любой факт диссонанса мотивирует человека на его устранение . Способов это сделать существует несколько:

  • Изменить тактику своих действий
  • Изменить свои убеждения
  • Критически оценивать новую информацию

Ситуация для примера: человек стремится к обретению спортивного телосложения. Это красиво, приятно, позволяет чувствовать себя хорошо, и здоровье станет крепче. Чтобы он должен начать заниматься, посещать спортзал, регулярно ходить на тренировки, правильно питаться, соблюдать режим и т.п. Если человек не делал этого раньше, он должен, во что бы то ни стало начать, либо найти множество причин, по которым ему это не нужно, и он не станет этим заниматься: нет времени или денег, плохое (якобы) самочувствие, да и так телосложение, в принципе, нормальное. Таким образом, любые действия человека будут направлены на уменьшение диссонанса – избавление от противоречий внутри него самого.

Но появления когнитивного диссонанса можно избежать. Чаще всего в этом помогает простое игнорирование всякой информации касаемо проблемы, которая может отличаться от уже имеющейся. А в случае уже возникшего состояния диссонанса, нейтрализовать дальнейшее развитие этого процесса можно, добавив в систему своих убеждений новые, заменив ими старые. Получается, что нужно найти такую информацию, которая «оправдает» имеющиеся мысли или поведение, и стараться избегать противоположной информации. Но нередко такая стратегия приводит к страху диссонанса, предубеждениям, возникновению личностных расстройств и даже неврозам.

Чтобы не воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Важно понимать, что несоответствие между каким-то элементами системы убеждений человека и действительным положением вещей всегда будет находить отражение в жизни. По сути, гораздо проще принять факты такими, какие они есть, и постараться подстроиться под обстоятельства, не тратя свои силы на мысли о том, что, возможно, что-то сделано не так, какое-то решение было принято неверно, какой-то выбор был осуществлён не совсем правильно. Если что-то уже свершилось, значит, так тому и быть. В одной из книг знаменитого писателя Карлоса Кастанеды, в которой он описывает процесс своего обучения у индейского шамана, его учитель говорит ему об одном очень эффективном способе жить – быть Воином. Здесь не стоит вдаваться в подробности философии этого пути, а нужно лишь сказать о том, что одной из основных его особенностей является то, что человек может сомневаться и раздумывать до того момента, пока он не принял решение. Но сделав свой выбор, он должен отбросить прочь все свои сомнения и мысли, сделать то, что нужно, и спокойно принять результат каким бы он ни был.

Что же касается мировоззрения в целом, то состояние когнитивного диссонанса возникает чаще всего лишь потому, что мы твёрдо убеждены, что что-то должно быть именно так и никак по-другому. Многие люди считают, что их мнение – единственно верное, правильно только так, как они думают, всё должно быть, как они хотят. Эта позиция самая малоэффективная для гармоничной и счастливой жизни. Наилучшим же вариантом будет принятие того, что всё может совершенно отличаться от наших мыслей, воззрений и убеждений. Мир полон не просто разных людей и фактов, но также всяческих загадок и необычных явлений. И нашей задачей является научиться смотреть на него с разных углов, принимая во внимание любые возможности, а не быть «узколобыми», упёртыми и зацикленными на себе и своих знаниях людьми. Когнитивный диссонанс – состояние, присущее, в разной мере, каждому человеку. Важно о нём знать и уметь его определять и нейтрализовывать. Но не менее важно принять его как данность.

Каково ваше мнение по этому вопросу? Наверняка, при прочтении статьи вам вспомнилось несколько интересных примеров когнитивного диссонанса из личной жизни. Расскажите о своём опыте, ведь ничто не вызывает такого интереса, как реальные истории. Кроме того, многим будет интересно почитать и о том, как кто-то другой выходит из этого состояния. Так что ждём ваших историй и комментариев.

Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса-Ланге и Кэннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как показали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте.

Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Проект "Ребенок"

– Именно то, что естественно, – заметил Бол-Кунац, –
менее всего подобает человеку
Виктор ощутил какой-то холод внутри… Словно в лицо ему
расхохоталась кошка.
– Сколько тебе лет? – спросил он.
– Четырнадцать, – рассеянно ответил Бол-Кунац.

АиБ. «Гадкие лебеди»

«Логический диссонанс» у школьника означает, что одну и ту же ситуацию он видит с разных сторон: с точки зрения «личного мировоззрения» и «персонального мифа». Предназначение этих моделей различно, и поначалу это снимает остроту диссонанса; но лишь поначалу. Начиная со среднего школьного возраста (11-13 лет по Д.Б. Эльконину) у ребенка нарастает дискомфорт, который Л. Фестингер некорректно окрестил «когнитивным диссонансом»: конфликт между поведением и личной установкой. Ну, это когда вы вдруг обнаруживаете, что поступили вопреки своим принципам; вы ведь испытываете дискомфорт, правда? И как же вы его снимаете? «Измените установку», – советует Фестингер. (Дальше следует долгая пауза, в течение которой автор выбирает выражения. Ну, скажем, так…) Это невозможно. До тех пор, пока человек не впадает в маразм, его развитие – улица с односторонним движением, «анизотропное шоссе». Нельзя взять ластик, стереть прежнюю установку и записать новую. Можно уточнить, заблокировать, компенсировать… Изменить – нельзя. «Когнитивный диссонанс» (по Фестингеру) вызывают не те поступки, которые уточняют наши установки, а те, которые им противоречат. Практически это означает существование двух установок, из которых осознается только одна – первоначально. Снятие диссонанса по Фестингеру (вернее, по Дарилу Брему, который исследовал этот путь «самовосприятия»)– это в точности семантическое оформление, осмысление второй, «поведенческой установки», которая заблокирует «установку личности» (т.н. «смысловую»).
Складывается впечатление, что категория «воли» осталась вовсе неизвестной Л. Фестингеру; вероятно, он изучал психологию тряпок. Как иначе объяснить, что ему не пришел в голову альтернативный выход из «когнитивного диссонанса»: изменить поведение. В этом, собственно, и состоит механизм «сублимации». В широком смысле, это снятие «диссонанса Фестингера» поступком. «Подумай над своим поведением», – говорит мама ребенку. И тот действительно думает. И изменяет поведение… если ему хватает слов для думания. (Теми же, семантическими средствами достигается логический ассонанс и в Игре. Скрепленные логикой слов, «установки личности» и поведенческие установки дополняют в этом единстве «базис личности».) Не будем забывать, что латентный Возраст имеет духовную направленность; и рецептом Фестингера пользуются, в основном, взрослые; да и то – в условиях «слабости и неопределенности установок».

Но дети взрослеют раньше, чем это кажется по внешним признакам. И недаром так распространено инфантильное заблуждение, что «совесть формируется в возрасте 10-12 лет». Оно означает, что в этом возрасте человек («Я») начинает воспринимать императивы Дао как что-то внешнее. Это и есть первичная (если не считать виктима) подростковая форма «когнитивного диссонанса» по Фестингеру. Сначала этот дискомфорт имеет постериорный характер («угрызения совести»), а по мере кристаллизации личного мировоззрения – и априорный, директивный характер («веления совести»). Не только совести. Просто другие перцептивные функции Дао хуже рефлектируются на сознательном уровне: мы слабо различаем «угрызения» и «веления» вкуса, «угрызения» и «веления» интуиции. И реже им следуем.

В самом простом виде, различимом на уровне нейросхем, сублимация проявляет себя с начала латентного Возраста в «конкретных операциях» интеллекта – как рефлекторная реакция «гибкости ума» на актуальный диссонанс. Травматический характер виктимного опыта обусловлен тем, что у дошкольника нет выбора: механизмы сублимации еще не формируются; и снимается диссонанс по Фестингеру – образованием аберративных установок. Нормальным и типичным для дошкольного возраста является диссонанс, вызванный событиями, в которых ребенок не участвует, наблюдает их со стороны. Нормальность такого «диссонанса восприятия» в том, что он не приводит к формированию рефлексов: проблемная информация просто «не замечается» ребенком, не доходит до его сознания, оставаясь заблокированной «защитными механизмами». Эту информацию мы и назвали – осторожно и обтекаемо – «эмоциональными проблемами». «Наглядно-действенно» мыслящий ребенок воспринимает проблему как побуждение к действию – и это при дефиците необходимых навыков и зависимом формировании стратегий. «Защитные механизмы» просто необходимы в этих условиях как единственное средство снятия диссонанса восприятия.
Это хорошо иллюстрируется печальным примером т.н. «сверхвозбудимых детей», у которых развитие «защитных механизмов» заторможено; вероятно, на гормональном или другом соматическом уровне (ясности в этом вопросе нет). Это болезнь – или почти болезнь. Они пытаются снять любой диссонанс действием – т.е., формированием «первичного процесса», естественно, в режиме случайных связей. И естественно, подкрепления исключительно редки. Любой «виктимный опыт» травматичен сам по себе; к тому же, он как правило приводит к конфликтам из-за неадекватной реакции воспитателей. Впоследствии, в кризисе семи лет, этот опыт существенно сказывается на базальном внимании («волевой рефлексии») со всеми вытекающими для латентного Возраста последствиями.

То, что описал Фестингер, на самом деле заслуживает названия «конитивного диссонанса», поскольку вызвано поступком. Настоящий когнитивный диссонанс – диссонанс восприятия – возникает, когда мы наблюдает (обращаем внимание на) то, что нам не нравится. Поначалу мы не понимаем, почему. Ну вот не нравится, и все – фальшь какая-то. «Неправильно», – говорит дошкольник… И только потом «волевая рефлексия» выводит проблему на сознательный уровень. Именно поэтому…

Подростку («Сверх-Я») не нравится то, что он делает. Ну вот не нравится – и все, откуда он знает, почему. Фальшь какая-то. Да, да, да. Он знает– это правильно, он знает, что так надо, да знает он! И под истерические вопли воспитателей «Почему-почему-почему-почему!» подросток пытается осмыслить и выдать им. Ответ. В лучшем случае это оказывается отмазка, которая быстро закрепляется в качестве установки поведения. Искренний ответ от души вот так вот, на ходу, на коленке, в предсознательном режиме не соорудить. Жемчужине надо время, чтобы созреть. И если уж вам так неймется, спровоцируйте разговор по душам – жемчужница приоткроется на мгновение. Ваш ребенок сообщит то, что успел действительно осмыслить – немногое, по взрослым понятиям. Но оставьте при себе ваши разумные советы, ваши расхожие истины – это информация по другому адресу.

…Наиболее типичным «конитивным» дискомфортом является «актуальный диссонанс»: противоречие между ожидаемыми и действительными последствиями наших действий, которое приводит к осмыслению этих действий. Напротив, «диссонанс восприятия побуждает нас к активным действиям. Это две стороны одного явления: реакции на категорический диссонанс между действительным и должным (ожидаемым, желаемым). Как нет четкой границы между осмыслением и деятельностью, так нет четкой границы между их причинами. Это хорошо прослеживается на примере «диссонанса Фестингера», который может приводить и к осмыслению, и к сублимативному действию; а в общем случае приводит и к тому, и к другому параллельно. Любая человеческая деятельность – психическая или практическая – есть следствие категорического диссонанса, который человек испытывает постоянно; это наиболее общая форма побуждения, образующая живую ткань бытия. Категорический диссонанс – статус человеческого разума. Человек мыслит и действует только потому, что постоянно ощущает дискомфорт – разный по форме и силе, но всегда одинаковый по сути: он порожден конфликтом между должным и действительным, материей и идеей, теорией и практикой, телом и душой (что бы ни значило это слово). В значительной мере этот конфликт недоступен рассудку и скорее ощущается, чем осознается. О его категоричности можно составить представление разве что в специальных обиталищах для людей, повстречавших немыслимое, повстречавших в жизни то, чего не должно быть. Им в лицо рассмеялась кошка – и «защитные механизмы» отказали.

Никакие «защитные механизмы» не способны разрешить онтологическое противоречие между должным и сущим, это функция разума в целом, разума вообще (не только индивидуального, не обязательно человеческого). Асимптотическая свобода, к которой стремится Монада в кризисе идентичности, – это не просто свобода двух сигнальных систем друг от друга, не просто избавление поведения от моральных норм, а автономной морали – от уз конвенции. Разум в своем развитии собирает все императивы духовности в Супер-Эго, а императивы действительности – в Эго; и таким образом сводит онтологическое противоречие бытия к противоречию между ними. На самом деле это не разрыв дистанции, а ее сокращение – до одного шага. Но выход духовных установок в область действительного поступка – еще не решение задачи разума.
Недостаточно совершить невозможное, надо еще осознать немыслимое.

Эмоции

28.10.2017

Снежана Иванова

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения.

Что означает когнитивный диссонанс? Встретившись с данным понятием, большинство людей теряются, потому что не понимают его значения. Однако оно довольно нередко встречается в нашей повседневной жизни. В большинстве случаев так часто, что мы этого и не замечаем. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Теория когнитивного диссонанса

Теорию когнитивного диссонанса называют теорией Фестингера. Этот ученый первым описал психологическое состояние индивида, который сталкивается с неким несоответствием своего представления о предмете или явлении. Фестингер назвал теорию когнитивного диссонанса таким состоянием, при котором рушится привычное представление о предмете. Личность остается в растерянности от того, что не знает, что делать с новой информацией, как ее применить и что следует предпринять.

Когнитивный диссонанс как явление развивается по нескольким причинам. Эти причины просты и объяснимы для того, кто задумывается над происхождением тех или иных понятий. Теория когнитивного диссонанса – тема, которая заслуживает детального рассмотрения и всестороннего изучения. Как правило, она интересует людей, близких к психологии, занимающихся личностным развитием и самосовершенствованием. Примеров из жизни можно привести достаточное количество.

Несовпадение ожиданий

Это первая и самая главная причина появления когнитивного диссонанса. Несовпадение ожиданий приводит к тому, что человек начинает выстраивать у себя в голове поиск понимания какого-то вопроса , искать соответствующее объяснение. А это не всегда можно сделать рациональным путем. Если произошедшее явление или событие не соответствует тем ожиданиям, которые возлагаются участниками действия или просто наблюдателями, то происходит когнитивный диссонанс. Это явление иначе еще называют умственным потрясением. Пример можно привести такой: на экзамене преподаватели лучшего ответа всегда ожидают от более сильного ученика. Если посредственный ученик начинает вдруг проявлять яркие незаурядные способности, а отличник при этом по какой-то неведомой причине не может связать двух слов, то аттестационная комиссия находится, мягко говоря, в сильном удивлении. Так происходит формирование когнитивного диссонанса. Его теория подразумевает присутствие некоего умственного несоответствия, разногласия в понимании сути вещей.

Разность мнений

Такое явление как разность мнений тоже может стать причиной формирования когнитивного диссонанса. Дело в том, что в ситуации спора каждый человек склонен считать себя правым. Вот почему теории оппонента часто воспринимаются как неправильные и в некоторых случаях даже как недостойные внимания. Таким образом, люди защищают свое личное пространство, сохраняют свою индивидуальность. Верность собственному мнению позволяет оставаться самим собой, не подстраиваться под партнера. Теория когнитивного диссонанса включает в себя множество примеров, которые показывают, насколько людям порой трудно примириться с наличием противоположного суждения.

Сама теория когнитивного диссонанса подразумевает некоторое несогласие с взглядами и суждениями оппонента. То есть человек намеренно или невольно начинает выступать против своего собеседника. Даже если между ними нет открытого конфликта, напряжение во взаимодействии все равно будет чувствоваться. Некоторые люди годами не высказывают друг другу тех претензий, которые носят в своем сердце. Такая позиция позволяет им открыто не конфликтовать и не выражать до последнего момента накопившегося недовольства. Конечно, такой подход нельзя назвать правильным. Скорее он помогает утратить доверие, отношения становятся сухими и формальными. Примером может служить ситуация, когда партнеры защищают свое личное пространство и при этом узнают друг о друге что-то совершенно неожиданное. Здесь когнитивный диссонанс проявлен очень четко.

Отступ от общепринятых норм

В общественном сознании нормы морали имеют большое значение. Когда кто-то пытается выступать против социальных установок, у окружающих обычно бывает шок. Просто сознание людей так устроено, что оно воспринимает только ту информацию, которую оказывается в силах осмыслить, понять и принять. Любое отступление от общепринятых норм часто воспринимается не просто в штыки, а как нечто опасное. Люди в большинстве случаев стараются избегать неизвестных понятий. Подсознательно у них срабатывает механизм внутренней психологической защиты. Примером когнитивного диссонанса в данном случае может служить восприятие гомосексуального поведения окружающими. Большинство людей просто не могут воспринимать такое явление адекватно. Если это касается их родственников, для многих то обстоятельство является поводом для стыда. Такие подробности о своих родственниках люди не решаются рассказывать в кругу коллег, опасаясь выраженного непонимания и осуждения.

Конфликт социального характера

Теория когнитивного диссонанса чрезвычайно интересна исследователям в области самосовершенствования и личностного роста. Современная психологическая наука рассматривает этот феномен с разных сторон, пытаясь понять его природу. Когнитивный диссонанс возникает из-за социальных разногласий. Социальное неравенство порождает множество непониманий и появление открытого недовольства. Стремясь заботиться о собственном благополучии, люди иногда с легкостью забывают о тех, кто находится рядом.

Когнитивный диссонанс в повседневной реальности проявляет себя определенным образом. Это явление достаточно часто встречается в нашей жизни. Если бы люди внимательнее относились даже к собственным чувствам, то смогли бы обнаружить проявления некоего несоответствия своих и чужих ожиданий. Каковы способы выражения теории когнитивного диссонанса?

Психологический дискомфорт

Данный феномен представляет собой обязательное условие для появления когнитивного диссонанса. Психологический дискомфорт появляется тогда, когда личность не имеет возможности удовлетворить свои значимые потребности. Дело в том, что человек просто не знает, как справиться с нарастающей тревогой и отчаянием. Он предпринимает какие-то попытки для того, чтобы почувствовать себя лучше, но это не всегда удается. Психологический дискомфорт становится ярким проявлением несоответствия внутреннего ожидания предпринятым усилиям. Люди чаще всего даже не пытаются анализировать, что с ними происходит на самом деле, и не понимают собственных чувств. Психологический дискомфорт часто заставляет личность искать какие-то оправдания своим поступкам, надеяться на посторонних людей. В сложных ситуациях почти каждый чувствует себя крайне неуверенно.

Чувство растерянности

Когнитивный диссонанс относится к числу таких феноменов, которые нередко начинают управлять жизнью человека. Чувство растерянности посещает человека тогда, когда он сталкивается с непонятной для себя ситуацией. Пытаясь решить ее привычным для себя способом, он часто терпит неудачу. Поэтому в состоянии растерянности так трудно бывает найти правильное решение. Выход для каждого может иметься в своей собственной стороне. Но при несоответствии ожиданий человеку свойственно теряться. В некоторых случаях утрачивается вера в собственные перспективы и возможности. Чувство растерянности во многих случаях не позволяет добиться значимых результатов. Человека начинает посещать ощущение неуверенности в себе. Перспективы и возможности видятся весьма туманными, неопределенными и даже нереальными. Если бы каждый человек научился сохранять чувство внутреннего равновесия, то смог бы почувствовать себя лучше при любых обстоятельствах. Чувство растерянности часто мешает нам ощутить прекрасные мгновения жизни, приблизиться к пониманию сущности своего бытия.

Негативные чувства

Не всякие чувства приносят человеку радость и счастье. Эмоциональная сфера представляет собой систему, которая еще до конца не изучена ведущими специалистами в области психологии. Известно, что позитивные эмоции помогают продлевать жизнь, а негативные чувства способствуют ухудшению качества жизни. Состояние человека меняется в зависимости от испытываемых им эмоций. Негативные чувства часто создают когнитивный диссонанс. Это происходит по той причине, что эмоции сильно влияют на возможность людей слышать и понимать друг друга. В жизни существует достаточно примеров того, какое большое влияние оказывают чувства на душевное состояние. Личность может полноценно развиваться только тогда, когда она не ограничена в собственных эмоциях. Отвергание и отторжение чего-либо не дает возможности приблизиться к желаемому результату. Несоответствие собственных ожиданий приводит к внутреннему конфликту, не позволяет личности почувствовать себя счастливой и самодостаточной. Чем больше человек склонен зацикливаться на собственных недостатках, тем сильнее он подвержен негативному влиянию стресса.

Таким образом, когнитивный диссонанс представляет собой такое явление, при котором личность никак не может ощущать себя целостной и самодостаточной . Чем больше удивления, негативных впечатлений мы испытываем в момент эмоционального потрясения, тем становится труднее поверить в происходящее, попытаться найти верное решение.

Добрый день, Захир!
В самом начале я прочла, что Вы свободно владеете английским языком, и свободно владеете азербайджанским языком. Это очень важно. Потом, в Вашем маленьком сообщении трудно понять, насколько Вы свободно владеете русским языком?
Далее: диссонанс- мужск.рода в переводе с французского- нестройность музыкальных звуков, разладица, разнозвучие, разногласие, несогласие, рознь... В противоположность- созвучию, согласию, звучанию...
Диссонанс- соединение 2-х и более звуков, не удовлетворяющее, неуспокаивающее музыкальное чувство- дисгармония

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») - термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Ассоциации - связь идей, восприятий и т.д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости. Есть свободные ассоциации, возникающие в сновидении, спонтанные инсайты. Управляемая или контролируемая ассоциация в юнговском толковании сновидений, спонтанные идеи, которые исходят из данной ассоциации сна и постоянно с ней связаны. Личностные ассоциации к образам в сновидениях...

Так как Вы связаны с Кино,(а мне это тоже близко) то Кинофильм, тоже Образ, который проецирует на экран много содержаний, а человек Переводит их.
Так вот, на психологическом языке, например, фильм на одном языке, а перевод, не синхронный на другом, может исказить понимание содержания и смысл того, что хотел передать Режиссер своему зрителю.
И соответственно, Зритель, получая Проекцию Режиссера обратно, переводит ее исходя из Своей собственной, встроенной Системы языков, смыслов, их Культурных контекстов, и т.д.
На языке аналитической психологии словесные ассоциации, которые очень сильно проявляются в виде аффекта, могут помочь увидеть сильно окрашенные области Психического. И фильм, как один из Проводников в эти Области- несет много переводов.