На что направлены методы слуховой наглядности. Аудиозаписи или средства слуховой наглядности

План.

1. Основные понятия: метод, методический приём, методика обучения.

2. Требования, предъявляемые к методам обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Специфические - практические методы.

5. Методы словесного воздействия.

6. Методы наглядного восприятия.

*1. Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения в физическом воспитании требуют от учителя владения определенными способами преподавания, а от учеников - спосо­бов учения. Как вести учеников от незнания к знанию, от неумения к умению - это одна из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.

Метод физического воспитания - способ применения физических упражнений.

Метод обучения (по Б.А.Ашмарину) - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

В соответствии с дидактической задачей и условиями обуче­ния каждый метод реализуется с помощью методических прие­мов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедлен­но и т п.

Методический прием - это способ реализации метода в соот­ветствии с конкретной задачей обучения.

Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообраз­ных дидактических задач на любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами детей.

Обучение - процесс двусторонний: учитель учит, ученики учат­ся. Поэтому и примененный учителем метод обучения (а следовательно, и его методические приемы) - это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует и т, п.), но и способ учения ребенка (ученик слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика всегда взаимосвязаны. Но эта связь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. По внешним признакам действия ученика, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выпол­нить. Но есть еще одна сторона в действиях ученика, скрытая от взгляда наблюдателя,- это процесс усвоения полученной уче­ником информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению, и пр .

Методика – система средств и методов, направленных на достижение определённого результата в процессе физического воспитания.

В этом смысле можно говорить, например, о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей.

*2. Требования к методам обучения:

Научная обоснованность метода , обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Соответствие поставленной задаче обучения . Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно по­добрать и методы обучения. (Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например обучить разбегу для прыжка в дли­ну, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.)

Обеспечение воспитывающего характера обу­чения . Каждый выбранный метод должен обеспечивать не толь­ко эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковы­вают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспро­изведения движений.

Соответствие принципам обучения . Метод обуче­ния обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, ес­ли учитель использует метод показа, значит, он полностью реали­зует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализу­ется через систему методов.

Соответствие специфике учебного материала . Методы обучения одинаковы для всех видов физических упраж­нений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими ха­рактеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым общеразвивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при ос­воении простых упражнений применяют метод разучивания в це­лом, а при, освоении сложных не обойтись без подводящих уп­ражнений.

Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников . Учитывая возрастные зако­номерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последова­тельным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придется чаще пред­лагать метод разучивания по частям. При хорошей общеобра­зовательной подготовке учеников можно будет использовать для реализации межпредметных связей не только объяснение, но и беседу.



Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя . Разумеется, каждый педагог дол­жен владеть всеми методами обучения в полном объеме. Тем не менее по целому ряду причин одни учителя лучше владеют одними методами, другие- другими. И эти особенности нельзя не учи­тывать. Если в конкретном случае от двух методов ожидается примерно одинаковый результат, то разумнее использовать тот метод, которым учитель владеет лучше. Кроме того, неизбежное возрастное снижение физических возможностей учителя приводит к перестройке его педагогических умений (а следовательно, и применяемых им методов), позволяющей сохранить качество пре­подавания при меньшей личной двигательной активности на уроке,

Соответствие условиям занятий . Располагая, напри­мер, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптималь­ной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом. Если же в зале, предположим, всего два-три каната, то, обучая лазанью, целесообразно применять подводящие упражнения, по­зволяющие фронтальным способом изучать основные элементы лазанья. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.

Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый ме­тод по-своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учите­ля. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуа­циях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо при­менять системы методов обучения. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрали­зоваться слабые. Это положение находит подтверждение в прак­тике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяс­нением, а объяснение включает описание, указание и т. д. Мето­дов, одинаково пригодных для всех учеников и для всех условий работы, не существует. Возведение какого-либо метода в универ­сальный ограничивает творческую инициативу учителя, не позво­ляет использовать все возможности детей. Эта мысль образно выражена П. Ф. Лесгафтом: «Можно сказать: «Метод - это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий пе­дагог сам вносит в свое дело».

Результативность метода оценивается прежде всего прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.

*3. Методы физического воспитания

Специфические – практические методы Неспецифические – общепедагогические методы
Методы строго регламентированного упражнения Методы частичного регламентированного упражнения Методы использования слова Методы наглядного восприятия
По Б.А. Ашмарину, 1990г.
Метод разучивания по частям Метод разучивания в целом Метод принудительно-облегчающего разучивания игровой соревновательный Информационные : 1. Рассказ. 2. Объяснение. 3. Описание. 4. Беседа. 5. Срочное сообщение. 6. Лекция. 7. Инструктирование. Управляющие 8. Команда. 9. Распоряжения 10. Самоприказ 11. Подсчёт 12. Указание. 13. Задание. Методы анализа и самооценки 14. Разбор 15. Оценка. 16. Беседа. 17. Самоотчёт. 18.Поощрение. 19.Порицание. 20. Самооценка. 1. Показ. 2. Демонстрация наглядных пособий. 3. Плакаты. 4. Рисунки мелом на доске. 5. Зарисовки 6. Предметные пособия. 7. Кинофильм. 8. Звуковая и световая сигнализация.
По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001
Методы воспитания физических качеств
1.Целостно-конструктивного упражнения. 2.расчленённо-конструктивного упражнения 3.Сопряжён ного воздействия. Методы стандартного упражнения Методы переменного упражнения
1.стандартно-непрерывного упражнения. 2. Стандартно-интервального упражнения 1.переменно-непрерывного упражнения. 2. переменно-интервального упражнения.
Круговой метод

*4. Практические методы основаны на активной двигательной деятель­ности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Основным методическим направлением являются методы строго регламентированного упражнения. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламента­ции. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изу­чаться, например, методом разучивания по частям и соревнова­тельным методом .

Методы строго регламентированного упраж­нения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п.

Метод разучивания по частям предусматривает пер­воначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое.

Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигатель­ного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения.

Педагогические преимущества метода разучивания по частям:

1. Облегчается процесс усвоения действия. К намеченной цели ученик под­ходит постепенно, накапливая частные двигатель­ные умения, из которых и формируется нужное действие.

2. Разучивание по частям делает про­цесс обучения на каждом занятии более конкретным, а следова­тельно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляют удовлетворение.

3. От богат­ства подводящих упражнений уроки становятся более разнообраз­ными, а сам процесс обучения более интересным.

4. Большой за­пас двигательных умений, создаваемый разучиванием по частям, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опы­та детей.

7. Применение метода разучивания по частям содейст­вует быстрому восстановлению утраченных навы­ков.

8. Он незаменим при изучении сложно-координационных действий, при необходимости воздействия на отдельные суставы и мышечные группы.

Таким образом, метод разучивания по частям помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий, не позволяет воспринимать действие лишь в его внеш­ней форме.

Метод разучивания в целом предусматривает изуче­ние действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения.

Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравни­тельно простом упражнении и достаточно высоком уровне подго­товленности учеников отпадает необходимость в подводящих уп­ражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучива­ние в целом применяется при изучении любого действия.

Метод принудительно - облегчающего разучи­вания основан на теоретической концепции «искусственной уп­равляющей среды» (И. П. Ратов). Его можно рассматривать ва­риантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, т. е. технических устройств, обеспечивающих воз­можность воспроизведения изучаемого упражнения (или его эле­мента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.

По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001. Методы обучения двигательным действиям :

1) Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения). Применяется на любом этапе обучения. Позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки и др.).

2) Расчленённо-конструктивный . Применяется на начальном этапе обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой).

При применении следует необходимо соблюдать следующие правила:

Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

Расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы элементы были относительно были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединяет их.

Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах

3) Сопряжённого воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий. Сущность в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличение физических усилий (например, спортсмен на тренировках метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом и т.п.)

Методы воспитания физических качеств:

Методы стандартного упражнения. Направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме

1. Стандартно-непрерывного упражнения. Представляет непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Разновидности: а) равномерное упражнение; (бег, плавание и т.д.); б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

2.Стандартно-интервального упражнения – повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка.

Методы переменного упражнения. Характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. Применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой – ведут к повышению функциональных возможностей организма.

Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров».

Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объёмов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемый в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности метода:

Переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижения с меняющейся скоростью);

Переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

2. Метод переменно-интервального упражнения . Характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Разновидности метода:

Прогрессирующие упражнения (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);

Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.

Нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100м. с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод – последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». На каждой из них занимающиеся выполняют одно упражнение (например, подтягивание, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.). На каждой станции даётся ограничение по времени, затем переход на следующую станцию по кругу, либо по количеству выполнения упражнения. Проходить задания по кругу можно от 1 и более раз.

Методы частично регламентированного упраж­нения допускают относительно свободный выбор действий уче­ником для решения поставленной задачи. Эти методы, как прави­ло, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, име­ют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверж­дению превосходства в том или ином действии.

Игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Характерные признаки игрового метода:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в иг­ровых действиях требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает эффективным методом воспитания физических способностей.

2. Чрезвычайная изменчивость условий борьбы, усло­вий выполнения двигательных действий.

3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в вы­боре наиболее результативных физических упражнений.

4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке.

5. Обеспечивает всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков.

6. Во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи.

7. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательности, дисциплинированности, волю, коллективизм и др.

Соревновательный метод – способ выполнения упражнений в форме соревнования. В практике он проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня; 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивные тренировки.

Характерные признаки соревновательного метода:

1. Подчинение всей деятельности задаче победить.

2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.

3. Ограниченные возможности управления учениками, в ре­гулировании их нагрузки. Этот метод требует большой самостоя­тельности в решении возникающих по ходу выполнения действия задач.

Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития физи­ческих качеств.

*5. Методы словесного воздействия служат при осуществлении многих функций в педагогической деятельности (конструктивной, организаторской, исследовательской и др.).

Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Метод слова имеет двойную эффективность:

- смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала

- эмоцио­нальную , позволяющую воздействовать на чувства ученика.

Требования к использованию словесного метода:

1. Смысловое содержание слова должно соответствовать осо­бенностям учеников и задачам обучения.

2. Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.

3. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между от­дельными движениями в двигательном действии.

4. Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («ру­ки!», «голова!» и др.).

5. Слово должно быть образным.

6. Говорить ученикам о движениях, которые выполняются автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления).

Важная задача в физическом воспитании – овладение терминологии. Тер­минология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на ос­нове очень кратких, но емких по смыслу слов.

Эмоциональная функция слова способствует реше­нию и учебных, и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она пока­зывает отношение учителя к предмету изучения, к самим учени­кам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в сво­ем успехе, желание преодолеть трудности и т. п.

Рассказ - повествовательная форма изложения - чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельно­сти учеников.

Описание - это способ создания у ребенка представления о действии.

Объяснение - важнейший способ развития со­знательного отношения к действиям, так как призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»

Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, раз­вить умение высказывать свои мысли, а с другой-узнать учите­лю своих учеников, оценить проделанную работу.

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры).

Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и тре­бует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание уче­ников на необходимости выполнения задачи и одновременно по­вышает уверенность в возможности ее выполнения.

Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей:

Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать ру­ки» и т. п.

Команда - специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окон­чанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные - в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошколь­ного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями. На эффективность команды влияют: умение правильно и с необходи­мыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма ре­чи и движений учеников, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности учеников.

Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопы­вания и т. п.

Лекция – системное, всестороннее, последовательное освещение определённой темы (проблемы).

Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Чаще всего ее представляют компакт-диски, аудиокассеты, магнитофонные записи, реже-пластинки. Воспроизведения звуковой информации происходит с помощью магнитофонов, электрофонов, проигрывателей, радиоприемников. Такие записи призваны способствовать правильной постановке голоса, выработке литературного произношения, правильной расстановке ударений. Озвучивание фрагментов литературных произведений формирует у ученика представление о эмоциональную окраску тона, возможностей использования интонации с целью гармонизации первого и второго коммуникативных планов.

Визуальные или экранные средства.

Включают в свой состав транспаранты, диапозитивы, диафильмы, дидактические материалы для епіпроекції.

Транспаранты - это крупноформатные диапозитивы, которые комплектуются таким образом, чтобы соответствующие части полного изображения объекта, процесса, прибора, механизма и тому подобное воспроизводили динамику развития или движения.

Например, на экране можно смоделировать полет птицы путем наложения рисунков с различным положением его крыльев.

Технология изготовления динамических транспарантов, согласно Н.Есть.Мойсеюк, базируется на следующей последовательности действий: 1) выбор объекта изучения; 2) "фазировка" его элементов; 3) разработка плана-сценария транспарантов. Технология демонстрации заключается в том, что на базовый кадр в логической последовательности, согласно упомянутому плану сценария накладываются все транспаранты. Такое наложение обеспечивает изображение объекта в динамике.

Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов - устройств, позволяющих проецировать на экран схемы, графики, диаграммы, рисунки, записи и тому подобное, которые выполнены на широкоформатной прозрачной пленке. Преимуществом графопроекторов является то, что они могут использоваться в незатемнених помещениях, создают возможность передвигать пленку в прямом и обратном направлениях. Это позволяет во время урока делать необходимые записи, стирать записанное, перемещать данные, открывать или закрывать часть материала и тому подобное.

Несколько подобную функцию реализует кодоскоп, который предназначен для использования вместо классной доски, что определенным образом отражено в его названии: "КОДоскоп" - К - классная, О - оптическая, Д - доска.

Диапозитивы - это фотографические черно-белые или цветные изображения на пленке или стекле, которые проецируются на экран с помощью эпидиаскопа. Диапозитивы нередко изготавливают сами учителя, если возникает необходимость спроектировать на экран определенные рукописные, печатные или нарисованные материалы, фотографии, иллюстрации и тому подобное.

Диафильмы - своеобразная экранная композиция, которую составляет подбор кадров в определенной сюжетной последовательности, что позволяет продемонстрировать отдельные фазы развития, передать движение, внутреннюю динамику явлений и событий. Использование на уроке диафильмов предполагает активную аналитико-синтетическую деятельность учащихся, направленную на осознание учебного содержания в его взаимосвязях. Однако бывают случаи нецелесообразного их использования. Это чаще всего случается тогда, когда учитель старается обязательно продемонстрировать все кадры, что отнимает время для проведения других необходимых на этом уроке видов учебной работы.

Иногда диафильмы изготавливают со звуковым сопровождением, записанным на пластинку или магнитофонную ленту.

Аудиовизуальные или наглядно-слуховые средства.

К ним относятся учебное кино, телевидение, видеозаписи, диафильмы со звуковым сопровождением.

Учебное кино получило свое развитие еще в предвоенные годы XX века. С того времени производство дидактической кинопродукции значительно усовершенствовались. Расширенные дидактические возможности его объясняются тем, что кинофильм имеет способность влиять не только на зрительные и слуховые анализаторы ученика, но и на его эмоциональную сферу. Среди учебных кинопленок различают целостные фильмы, которые часто состоят из нескольких частей, и кінофрагменти, продолжительность демонстрации которых достигает 3-5 минут.

Используя учебное кино, учителю необходимо, с одной стороны, обладать чувством меры, а с другой, обоснованно определять его место и роль в системе других дидактических средств.

Телевидение не только открыло возможность проведения в школе известных киноуроков, а и пришло на помощь ученику и учителю в подготовке к урокам в домашней обстановке. Учебный материал, как правило, широко освещается с использованием последних достижений науки и техники. Благодаря учебным телепередачам особенно широкие возможности проведения киноуроков появились у учителей истории, географии, литературы, музыки, трудового обучения.

Дневные передачи, предназначенные для непосредственного использования на уроках, могут быть: 1) из темы определенного урока (чаще всего демонстрируются малодоступны для школы материалы); 2) телевизионные лекции (подобраны в логической последовательности визуальные материалы сопровождаются рассказом ведущего); 3) передачи обобщающего характера (итог полученных учащимися знаний в процессе демонстрации богатого наглядного материала или снятого на пленку исследовательского эксперимента); 4) телеекскурсії, посвященные ознакомлению с теми объектами, которые учащиеся не могут посетить (отдаленные музеи, заповедники, живописные уголки природы, чужие страны и т. д); 5) телевиставки, посвященные дополнению учебных материалов учебника (например, фрагменты кинофильма о редкие явления природы или общественной жизни).

Вечерние телепередачи, связанные со школьной учебной программой, бывают направлены: 1) на помощь ученикам во время выполнения сложных домашних заданий (школьникам предлагается система квалифицированных объяснений, направленных на разъяснение сути задач и алгоритма действий по их выполнению); 2) консультации для учителей (создают возможность заранее просмотреть учебные телепередачи, с которыми есть возможность поработать на уроке, получив предварительно соответствующие методические рекомендации); 3) телелекції, телеекскурсії, которые за время демонстрации превосходят продолжительность урока; 4) уроки, которые несут в учительскую общественность передовой педагогический опыт (демонстрируются непосредственно из школ как своеобразная визитная карточка учителя-новатора).

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий.

К наглядным методам относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела.

К методам направленного прочувствования двигательного действия относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации . Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки). Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Список использованной литературы:

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Страница 2 из 2

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия;

4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности

Предназначен для созда­ния у занимающихся правильного представления о технике вы­полнения двигательного действия (упражнения). Непосредствен­ный показ (демонстрация) движений преподавателем или од­ним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами ис­пользования слова, что позволяет исключить слепое, механи­ческое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демон­странтом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать тех­нику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в раз­ном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих струк­туру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных дей­ствий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофиль­мов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муля­жей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание зани­мающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а так­же многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются опера­тивным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структу­ры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавате­лю продемонстрировать занимающимся особенности техники дви­гательного действия (например, техники бега на различные дис­танции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в мета­нии малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные момен­ты двигательного действия (например, фиксация положения зве­ньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позво­ляющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации

Методы срочной информации предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных техни­ческих устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлек­тронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу вы­полнения двигательных действий соответственно с целью их не­обходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в на­стоящее время в физическом воспитании и спорте широко при­меняются различные тренажерные устройства (велоэргометры, бе­говые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудо­ванные встроенными компьютерами, управляющими системой ре­гулирования нагрузки (рис. 6).

Рис. 6. Использование метода срочной информации: автоматизированный тредбан с компьютерным программирова­нием режима тренировки

Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графи­чески отображается на дисплее.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и вы­бирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподава­тель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. - С. 32-52.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Для характеристики методов музыкального воспитания изберем одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои- силы.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метода.

Специфика музыкального искусства, как мы помним, состоит в том, что оно существует в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем (Б. В. Асафьев). Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника - исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее До аудитории. От его таланта и мастерства, так же как и от таланта и мастерства композитора, в большой степени зависит успех восприятия музыкального произведения слушателем. А. Г. Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.


Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т. д.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным.

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение – таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что о такое, что приближало бы слово к музыке» 1 .

Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы - характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки - веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.- это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки - это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков - нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Если в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Применение сказочного сюжета - знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно - объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию.

Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий, передача практического опыта педагога детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.

Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений, которые дети могут использовать по своему усмотрению и желанию в жизни.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Но злоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, муштре, и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такое обучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески.

Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности,- с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Не следует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но в то же время содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения. Дети по очереди показывают найденные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные осваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей. Накапливая подобным образом движения, ребята могут их творчески применять, коллективно сочинять пляски, танцы, импровизировать под музыку, самостоятельно находя движения. Аналогичные приемы существуют и в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской) какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением, и т. д.

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.

Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявляется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог должен учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).

На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами - наглядным, словесным.

На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.

Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.

1 Сухомлинский В. А. О воспитании.- М. 1985.- С. 174.