Поэтические течения в литературе. Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

Термином литературное течение обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм – общее название разных группировок в искусстве и литературе XX в., которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, – включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литературных направлений и течений. Например, О. Бальзак, будучи реалистом, создает романтический роман "Шагреневая кожа", а Μ. Ю. Лермонтов, наряду с романтическими произведениями, пишет реалистический роман "Герой нашего времени".

Течение – более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. В основе течения также лежит общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Нередко общность художественных принципов в течении образует "художественную систему". Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р. Декарта ("картезианский рационализм"), к которому относят творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П. Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения – "прогрессивный" и "консервативный", но есть и другие классификации.

Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению (равно как и стремление остаться вне существующих течений литературы) предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, в которой содержательные и формальные особенности текстов были "предзаданными" традицией и "каноном". Особенность же направлений и течений состоит в том, что эти общности базируются на глубинном единстве философских, эстетических и иных содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).

Литературная школа

Литературная школа – небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически – в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как "уставы" и "правила". Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, "главу школы" ("щедринская школа", поэты "некрасовской школы").

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности – вплоть до общности тематики, стиля, языка. Таковой, к примеру, была в XVI в. группа "Плеяда". Она выросла из кружка французских поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы, и окончательно сложилась к концу 1540-х гг. Возглавлял ее известный поэт П. де Ронсар, а основным теоретиком был Жоашен Дю Белле, который в 1549 г. в трактате "Защита и прославление французского языка" высказал главные принципы деятельности школы – развитие национальной поэзии на национальном языке, освоение античных и итальянских поэтических форм. Поэтическая практика Ронсара, Жоделя, Баифа и Тийара – поэтов "Плеяды" – не только принесла славу школе, но и заложила основы для развития французской драматургии XVII–XVIII вв., развивала французский литературный язык и различные жанры лирики.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, по и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе. "Плеяда" этому вполне соответствует.

Но многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, "озерная школа", названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко нс во всем согласных друг с другом. К "лейкистам" относят У. Вордсворта, С. Колриджа, создавших сборник "Лирические баллады", а также Р. Саути, Т. де Квинси и Дж. Вильсона. Но поэтическая практика последних во многом была отличной от идеолога школы – Вордсворта. Сам де Квинси в мемуарах отрицал существование "озерной школы", а Саути нередко выступал с критикой идей и стихотворений Вордсворта. Но в связи с тем, что объединение поэтов-лейкистов существовало, имело сходство эстетических и художественных принципов, отраженных в поэтической практике, изложило свою "программу", историки литературы традиционно называют эту группу поэтов "озерной школой".

Понятие "литературная школа" преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединенные "лидером", имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII в. образовала школу Спенсера. Находясь под влиянием поэзии своего учителя, братья Флетчеры, У. Браун и Дж. Уитер подражали образности, темам, поэтическим формам создателя "Королевы фей". Поэты школы Спенсера копировали даже тип строфы, созданной им для этой поэмы, напрямую заимствуя аллегории и стилистические обороты своего учителя. Интересен факт, что творчество последователей поэтической школы Спенсера осталось на периферии литературного процесса, а вот творчество самого Э. Спенсера повлияло на поэзию Дж. Милтона, а позднее Дж. Китса.

Традиционно происхождение русского реализма связывают с "натуральной школой", существовавшей в 1840– 1850-е гг., преемственно связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Для "натуральной школы" характерны многие признаки понятия "литературная школа", и именно как "литературная школа" она осознавалась современниками. Главным идеологом "натуральной школы" был В. Г. Белинский. К ней относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Ф. М. Достоевского. Представители "натуральной школы" группировались вокруг ведущих литературных журналов того времени – сначала "Отечественных записок", а потом "Современника". Программными для школы стали сборники "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник", в которых были опубликованы произведения этих писателей и статьи В. Г. Белинского. У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанре – физиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. "Содержание романа, – писал В. Г. Белинский, – художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью" . Особенности "натуральной школы" проявились и в ее поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, предельно точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, подчеркнутое использование статистических и этнографических данных стали неотъемлемыми признаками произведений "натуральной школы". В романах и повестях Гончарова, Герцена, раннем творчестве Салтыкова-Щедрина была раскрыта эволюция персонажа, происходящая под влиянием социальной среды. Разумеется, стиль и язык авторов "натуральной школы" во многом был различен, но общность тематики, позитивистски ориентированной философии, сходство поэтики прослеживается во многих их произведениях. Таким образом, "натуральная школа" представляет собой пример сочетания многих принципов образования школы – определенных временных и пространственных рамок, единства эстетических и философских установок, общности формальных особенностей, преемственности по отношению к "лидеру", наличия теоретических деклараций.

Примерами школ в современном литературном процессе могут служить "Лианозовская группа поэтов", "Орден куртуазных маньеристов" и многие другие литературные объединения.

Однако следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом – значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы, так как при таком "направленческом" подходе наиболее важные индивидуальные особенности творчества писателя остаются вне поля зрения исследователя, ищущего общие, часто схематичные моменты. Даже ведущее направление какого-либо периода, эстетическая база которого стала платформой для художественной практики многих авторов, не может исчерпать всего многообразия литературных фактов. Многие видные писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои мировоззренческие, эстетические и художественные принципы вне рамок школ, течений, ведущих направлений определенной эпохи. Направления, течения, школы – это, по выражению В. М. Жирмунского, "не полочки или коробки", "по которым мы “раскладываем” поэтов". "Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций" . Литературный процесс – явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как "течение" и "направление", следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 106.
  • Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996. С. 419.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

б) Александр Блок и символизм;

в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

а) мир поэзии Николая Гумилева;

б) слово и культура Осипа Мандельштама;

в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

а) творения Велимира Хлебникова;

б) поэтика Владимира Маяковского.

4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

Занятие № 7

Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

3. Пространство и время в стихотворении

1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

а) сфера дон Жуана и донны Анны;

б) функция повторов;

в) семантика символов.

3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

4. Интертекстуальность произведения.

Литература

1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

Занятие № 8

Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

7. Полифонизм произведения.

8. Стиль и стих поэмы.

9. Критические суждения о «Двенадцати».

Литература

1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

литературные направления и течения

XVII -Х1Х ВЕКА

Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

XX ВЕК

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).