Правила игры. Музыкальная гармония – краски музыки Краткий курс гитарной гармонии

Гармония (другое название гамма) - это набор звуков, который гармонически вписывается в аккорд, звучащий в данный момент на гитаре. Это набор звуков, которые "не режут слух", то есть допустимы для данного аккорда, другие звуки использовать нельзя. Зачем Вам надо выучить гармонии? Работа эта, на первый взгляд может показаться монотонной, но поняв как располагаются допустимые ноты для того или иного аккорда, Вы в дальнейшем без проблем будете сами собирать любые аккорды. Итак, здесь представлены две гармонии. Для простоты восприятия, начинать гармонию будем с басовой ноты, которая будет располагаться на 6 струне , заканчивать гармонию будем на 1 струне .

Начальная и конечная точки - есть основная нота данного аккорда. Здесь представлены Соль мажор и Соль минор . Для простоты мы обозначили ноты по номерам, двигайтесь от начальных номеров к конечным, это и есть гармония. Заучите гармонию, старайтесь так разместить руку, чтобы она не перемещалась по грифу, работать поочередно должны все пальцы левой руки. Зажимайте по одной струне и перемещайтесь к более высокой ноте, когда дойдете до последней возвращайтесь назад таким же образом.

После того, как Вы поймете как расположены "допустимые ноты" данных двух аккордов, проделайте тоже самое со всеми семью аккордами, находя их главную ноту на Шестой струне гитары.

Сергей

добавлено: 28.01.2018 04:48 [Сообщение N 17]

Здравствуйте Александр,

хочу поблагодарить вас за ваш сайт и терпение с которым вы разъясняете как возможно обучаться игре на гитаре без чтения нот. Я в школьное время закончил музыкальную школу по классу фортепиано с нотами, сольфеджио и хором, но когда заглянул в ноты для гитары... дело не заладилось. На пиано это просто видишь ноту - жмёшь клавишу, но... Одним словом пройдя студенчество и армию я научился подыгрывать на гитаре на традиционном наборе аккордов. Былая подготовка пальцев позволили освоить переборы быстрее чем бой по струнам. Но сколько я не пытался что то начать с нотами, так и не смог. Видимо пиано разбаловало . Теперь же увидев вашу методику воспрянул духом и полон желания углубиться в освоении гитары.

И всё равно, что всякие теоретики от музыки пишут, у них свой путь, большинству обычного народа данная методика будет весьма интересна.

Ещё раз благодарю вас за подаренную мне надежду.

С уважением

Сергей Савенков

Анастасия

добавлено: 25.11.2016 19:31 [Сообщение N 16]

Здравствуйте! Прочтите, пожалуйста, что достаю глупыми вопросами, но вы не могли бы объяснить, что означают эти цифры?! я перечитала все, что написано "до", но так и не вникла. Я понимаю, что здесь показаны совместимые с аккордами струны, но я не понимаю, что это означает, как играть и т.д.
молю об ответе

Ответ: Первая струна на рисунке выше других. Шестая струна на рисунке ниже всех. Гитара показана так, как на неё смотрит гитарист. Возьмите гитару и посмотрите на неё, когда Вы на ней играете, то есть когда она у вас в руках. Вы увидите, что так мы и рисуем на картинке гитару.

Цифры - это места, где зажимаются струны.

на данных картинках - это показаны ГАММЫ, то есть те места, которые ДОПУСТИМЫ в данном случае СОЛЬ мажор (верхний рисунок) и СОЛЬ минор (нижний рисунок)

Дмитрий Низяев

Классический курс гармонии основан на строго четырехголосной фактуре, и это имеет глубокое обоснование. Дело в том, что вся музыка в целом - и фактура, и форма, и законы построения мелодии, и все мыслимые средства эмоциональной окраски - происходит от законов человеческой речи, ее интонаций. Все в музыке - от человеческого голоса. А человеческие голоса делятся - почти не условно - на четыре регистра по высоте. Это сопрано, альт (или "меццо" в вокальной терминологии), тенор и бас. Все бесчисленные разновидности человеческих тембров - лишь частные случаи этих четырех групп. Попросту есть мужские и женские тембры, и есть высокие и низкие среди тех и других - вот четыре группы. И, как это ни покажется странно, четыре голоса - разных голоса - это именно то оптимальное количество, необходимое для озвучивания всех существующих в гармонии созвучий. Совпадение? Бог знает... Так или иначе, примем, как данность: Четыре голоса - это основа.

Любая фактура, как бы сложно и громоздко Вы ее ни создали, по сути будет четырехголосием, все остальные голоса неизбежно будут дублировать роли основных четырех. Интересная справка: в четырехголосную схему прекрасно вписываются и тембры инструментов. Даже диапазоны нот, доступные им, практически совпадают с диапазонами человеческих голосов. А именно, в струнной группе: роль сопрано играет скрипка, меццо - альт, тенор - виолончель, бас - контрабас, естественно. В группе деревянных духовых, в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных: труба, валторна, тромбон, туба. Я неспроста все это перечисляю. Вы теперь можете спокойно заменять тембры одной группы на другую, не заботясь о высотном диапазоне, не переписывая мелодий. Можно запросто передать музыку для струнного квартета такому же квартету духовых, и при этом музыка не пострадает, так как роли голосов, структуры их мелодий, технические ограничения, эмоциональные окраски - соответствуют друг другу так же, как у человеческих голосов.

Итак, правило первое: мы будем все делать четырехголосно. Во-вторых, поскольку мы не преследуем целей аранжировки, а только изучаем взаимодействие созвучий (как математика не подразумевает под цифрами физические яблоки или ящики, а оперирует числами вообще), то нам не нужны никакие инструменты. Вернее, сойдет любой, способный издать четыре ноты одновременно, по умолчанию - фортепиано. Кроме того, ради чистоты и прозрачности нашего мышления примеры и упражнения будем писать в так называемой "гармонической" фактуре, то есть, вертикальными "столбами", аккордами. Ну разве что изредка можно будет привести более развитый фактурно пример, чтобы показать, что изучаемый закон имеет силу и в таких условиях. Правило третье: упражнения или иллюстрации по гармонии пишутся на фортепианном (т.е. двойном) нотном стане, причем голоса распределяются по строкам поровну: на верхней - сопрано и альт, на нижней - тенор и бас. Правописание штилей в данных условиях отличается от традиционного: независимо от положения головки ноты штиль направлен всегда вверх у сопрано и тенора, и всегда вниз - у остальных. Дабы голоса в Ваших глазах не перепутывались. Четвертое: если нам нужно назвать многоголосное созвучие словами, ноты перечисляются снизу вверх с указанием знака (даже если он есть в ключе), договорились? В-пятых - это ОЧЕНЬ важно - никогда в гармонии не подменяйте, скажем, до-диез ре-бемолем, хоть это и одна и та же клавиша. Во-первых, эти ноты имеют все-таки разные смыслы (относятся к разным тональностям, имеют разное тяготение и т.д.), а во-вторых, несмотря на общепринятое мнение, они в действительности имеют даже разную высоту! Если у нас зайдет речь о темперированном и натуральном строе (пока что я не знаю, случится ли это), то Вы убедитесь, что до-диез и ре-бемоль - ноты абсолютно разные, ничего нет общего. Так что договоримся пока: подобная подмена одного знака другим может случиться только "по причине", а не по желанию. Это называется "энгармонизм" - такая тема у нас еще будет впереди. Ну-с, приступим, помолясь...

СТУПЕНИ

Все закономерности, изучаемые гармонией, абсолютно точно повторяются в любой тональности, они просто не зависят от названия тоники. Поэтому, чтобы выразить то или иное соображение, годное для любой тональности, мы не можем пользоваться названиями нот. Для удобства звукоряд любой тональности снабжается номерами, которые заменяют названия нот, и вот эти условные номера и называются ступенями. То есть, самый первый, главный звук гаммы - безразлично, какая именно это нота, и какой это лад - становится первой ступенью, дальше счет идет вверх до седьмой ступени (в до-мажоре, например, это "си"), после чего следует снова первая. Номера ступеней будем изображать римскими цифрами "I - VII". И уж если мы обнаружим, что, например, между ре и фа (II и IV ступени до-мажора) интервал малой терции, то можете не сомневаться, что такой же интервал окажется между II и IV ступенями любого мажора, какие бы невозможные знаки там ни оказались при ключе. Удобно, не правда ли?

ТРЕЗВУЧИЯ

Мы уже знаем, что трезвучие - это сочетание из трех нот, расставленных по терциям. Чтобы Вы чувствовали себя вольготно среди трезвучий, советую потренироваться в построении трезвучий от произвольных нот и вверх, и вниз. Причем, хорошо бы уметь это делать просто мгновенно, сочетая три способа: нажимать их на клавишах (хотя бы и на воображаемых), петь их, чтобы наизусть запомнить их окраску, и петь их же молча, в воображении. Так воспитывается "внутренний слух", который поможет Вам иметь звучащую музыку прямо в голове, продолжать работу прямо на улице, и вдобавок подарит Вам мало кому доступную возможность "вести", "петь", отслеживать в уме сразу несколько мелодических линий одновременно (ведь голосом-то Вы не охватите больше одной мелодии за раз!).

Вам уже рассказали, что трезвучия бывают четырех видов: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Но это только слова, имена. А вот ассоциируются ли эти слова в Вашем сознании с окраской? Какие эмоции вызывает у Вас слово "уменьшенное"? Вот тут внутренний слух к Вашим услугам, и Вы чувствуете относительную "минорность" (из-за обилия ма-а-а-леньких терций) и режущий "по живому" диссонанс (уменьшенная квинта). В итоге - печальная, щемящая, полная боли, и одновременно попахивающая восточной экзотикой окраска. Вам также рассказали, что такое лад. Мы уже знаем, что если "отобрать" для работы среди абсолютно одинаковых полутонов несколько, расположенных определенных образом на клавиатуре, то появляется понятие тоники, появляются тяготения, словом, неравнозначные взаимоотношения между выбранными нотами. Лад - это и есть весь набор тяготений, устойчивостей некоего конкретного набора звуков. Введем теперь новый термин - "диатоника". Это нечто вроде системы координат, внутри которой у нас происходят все события. То есть, мы имеем дело только с семью клавишами из двенадцати в каждой октаве, а остальные пять как бы не существуют для нас. Эти семь клавиш - это и есть диатоника, диатонический звукоряд, текущая система координат для данных тональности и лада, это понятно? Любой звук, не принадлежащий к этому звукоряду, считается уже не "диатоническим", а "хроматическим" (в данной тональности). И вот теперь вернемся к нашим трезвучиям. Из уроков по теории Вы знаете, что мажорное трезвучие состоит из большой и малой терций, верно? Но это - вне тональности. А вот в пределах диатоники того же до-мажора на первый план выходит уже сочетание ступеней лада и их тяготений, интервалы же между ними теряют всякий интерес. Например, мажорное трезвучие от ноты "фа" действительно состоит из большой (фа-ля) и малой (ля-до) терций, и это еще ни о чем не говорит, это безликое и неокрашенное определение. И если мы нажмем трезвучие "фа - до - ля", то оно окажется состоящим из квинты и сексты, и не подойдет под это определение! А вот в условиях тональности до-мажор, наше трезвучие обретает смысл: это субдоминантовое трезвучие, независимо от расположения нот внутри него. В нем становятся заметны характеры и желания каждой ноты.

"Фа" - довольно твердо стоит на ногах, но не прочь пойти в "ми". Потому что "фа" - прима, основной звук аккорда, и если его разрешить в "ми" - оно станет всего лишь терцией нового аккорда - а любому ведь приятнее быть первым парнем на деревне, чем мелкой сошкой в городе! "Ля" - звук неустойчивый и нерешительный, хоть и улыбается. Судите сами: "ля" и тут не является лидером, и после разрешения ему не светит ничего лучше, чем быть от тоники дальше всех. Однако "ля" - все-таки мажорная, большая терция, поэтому излучает оптимизм. "До" - совсем другое дело. Она выше всех, она на верном пути, ей предстоит стать королевой (то бишь, тоникой) и при этом и пальцем шевелить не придется. "До" останется на своем месте, а почет и уважение придут к ней сами. Вот Вам событие "фа-ля-до... ми-соль-до", содержащее сразу множество эмоций и приключений. Вы можете догадаться, что в условиях другой тональности, когда фа-мажорное трезвучие окажется на другой ступени, каждая его нотка будет иметь совсем другие краски и эмоции, по-другому тяготеть. Сделаем такой вывод - узнать, как строится тот или иной аккорд еще мало! Самое интересное с этим аккордом будет происходить только в тональности. И с точки зрения гармонии любое трезвучие должно именоваться не мажорным или минорным - это теперь совсем не главное - а трезвучием той или иной ступени, или той или иной функциональной группы. Тем более, что построить его можно отнюдь не только по терциям, согласны?

Теперь просто проследим, какими трезвучиями мы располагаем в мажоре и миноре. Не думаю, что это следует заучивать, это запомнится постепенно само по себе; просто проследим. Для этого возьмем натуральный (то бишь, основной, неизмененный) мажорный звукоряд, и от каждой его ступени отмерим трезвучие. Нас не должно волновать, большие там или малые терции получаются, мы должны только отмерять ступени через одну, оставаясь в данной диатонике, о-кей?

И так далее. Построив все, что можно, мы получим такой список для мажора: I ступень-мажорное; II - минорное; III - минорное; IV - мажорное; V - мажорное; VI - минорное; VII - уменьшенное. А для минора: I ступень - минорное; II - уменьшенное; III - мажорное; IV - минорное; V - минорное; VI - мажорное; VII - мажорное.

Обобщим: в обоих ладах трезвучия основных ступеней (I, IV, V) совпадают с основным ладом. Медианта и субмедианта (III, VI) имеют противоположный лад. Трезвучия же вводных ступеней (это II и VII, соседние с тоникой) нужно просто запомнить, они не вписываются в симметричную схему. Чтобы Вам не пришлось возвращаться к вопросу, где и какие трезвучия в тональности располагаются, потренируйтесь:

1. Отыскивать тонику от трезвучия (например, трезвучие "си-бемоль - ре - фа, мажорное: в каких тональностях может встретиться; какова тоника, если данное трезвучие является VI ступенью? Или III-й? Или IV-й?).
2. Строить трезвучия любых ступеней в любой тональности. На время! Советы: трезвучия стройте пока что в классическом виде, как учились на уроках теории музыки. Не измышляйте пока всяких обращений. Пока задача: узнавать, из каких нот состоит аккорд, а расположение нот, даже в какой октаве - пока неважно. Во-вторых, постарайтесь не привыкать слишком к до-мажору, пытайтесь работать в любых тональностях. От Вашей гибкости и независимости от количества ключевых знаков зависит вообще, сумеете ли Вы хоть что-то применить в жизни. Никакие сведения у Вас в голове не должны сохраняться в виде названий нот. Иначе, зная, что "до-ми-соль" - мажорное трезвучие, Вы не признаете такого же трезвучия в нотах "ля-бемоль - до - ми-бемоль", понимаете? Будьте универсальнее! На следующем занятии, когда Вы будете уже щелкать эти ступени и трезвучия, как орешки, мы поучимся их соединять между собой и попытаемся раскрасить ими какую-нибудь мелодию.

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3
Урок 1. Введение. Голособедение в мажоре
Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
Урок 3. Голосоведение в мажоре (окончание)
Урок 4. Голосоведение в миноре
Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций)
Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы,
Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
Урок 10. Основные аккорды минора,
Урок 11. Аккорды натурального минора
Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
Урок 13. Теория модуляции
Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора
Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через доминантсептаккорд
Урок 23. Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства в мажоре и в миноре
Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
Урок 29. Побочные доминанты в миноре
Урок 30. Тональные планы
Дополнение
Приложение. Аккордика
Методические замечания

Памяти Азария Ивановича Иванова

ОТ АВТОРА
«Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Хо-лодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.
После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов - исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане - к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету,
сбъем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желаний ученика.
В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги (см. стр. 162 - 163) предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
Книгу в целом образуют:
Основной курс (изложенный в форме 30 уроков), Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки).
Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).
Автор заранее благодарит всех, кто пришлет свои отзывы о «Кратком курсе гармонии» по адресу: Ленинград, Д-11, Инженерная ул., 9. Ленинградское отделение издательства «Музыка». Автор постарается также удовлетворить потребности тех, кто пришлет ему вопросы, возникшие в связи с чтением предлагаемой книги.
(...)

VI. ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ УРОКОВ
После прохождения основного курса (уроки 1 - 30), последние пять уроков (31 - 35) должны быть посвящены обобщению всего пройденного и подготовке к экзаменам, нх «репетиции».
В соответствии с этой целью каждое домашнее задание в основном должно соответствовать письменному экзаменационному билету (см. стр. 158), а каждое классное занятие - проводиться в форме устного экзамена (см. стр. 159).
В первый час урока, во время проверки домашних заданий, в отличие от уроков 1 - 30 все ученики должны не писать конспект, а, получив несколько теоретических экзаменационных вопросов, готовить на них ответы.
Во второй час урока, вместо обычной лекции, педагог устраивает пробную проверку экзаменационных ответов на заданные в начале урока вопросы. При этом важно, чтоб ученики, вспомнив и подытожив теоретическую часть курса в целом, привыкли к объему и содержанию ответа на каждый отдельный вопрос.
На этих повторных занятиях следует уже вызывать к доске кого-либо одного для «экзаменационного» ответа перед остальными учениками, превращающимися на это время в «экзаменационную комиссию».
Если ответ окажется неполным или неправильным, следует предложить кому-либо из других учеников дополнить или исправить его.
В этом случае лучше, чтобы это был не назначенный педагогом, а пожелавший ответить ученик.
Здесь впервые за время прохождения гармонии ученики в устной форме отвечают по курсу перед лицом своих товарищей, так что опасность «заражения» друг друга ошибками не исчезает. Поэтому педагог должен в заключение ответа на каждый отдельный экзаменационный вопрос «подытожить прения» и кратко перечислить те пункты, которые должны обязательно содержаться в устном ответе по этому вопросу на экзамене.
Тренировочные классные занятия (уроки 31 - 35) не освобождают учеников от необходимости домашнего повторения курса для подготовки к экзамену. Для такого повторения лучше всего сперва прочитать подряд весь «краткий курс гармонии», а затем прорабатывать отдельные вопросы по конспекту, обращаясь к книге по мере надобности.

VII. ЭКЗАМЕН
Прохождение курса должно обязательно завершиться экзаменом, вне зависимости от того, изучался ли курс по плану учебного заведения или по личному желанию любителей.
Экзамен нужен не только как проверка знаний, но как особая форма завершения курса. Экзаменационные требования, их проработка прежде всего представляют полное повторение курса, то есть исключительно важного значения новое (заключительное) прохождение курса в целом, сжатое усвоение его как системы теоретических положений и практических навыков.
Проведение экзамена обеспечивает прочность знаний, такое понимание предмета, при котором любое забытое положение может быть восстановлено на основе логики курса, на основе его теории.

VIII. ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Экзамен должен состоять из письменной работы и устного ответа.
На письменном экзамене экзаменующийся должен сочинить три задачи:
2 небольших (8 - 12 тактов) однотональных задачи (одну в мажоре, другую в миноре), применив в них заданные аккорды и отклонения, и
1 большую (16 - 24 такта) задачу, построенную по заданному тональному плану (см. примеры 277, а также 303).
В однотональных задачах следует требовать применения определенных секундаккордов, квартсекстаккордов, альтерированных субдоминантовых аккордов, каких-либо редких аккордов (например, аккордов натурального минора или уменьшенных септаккордов), побочных доминант.
В большой модуляционной задаче должен быть предложен обязательный тональный план ее с указанием в отдельных случаях способов перехода из одной тональности в другую (энгармонический через определенный аккорд, хроматический и т. д.). (См. задание к уроку 30.)
Всего различных билетов на этом экзамене должно быть 12 с двумя теоретическими вопросами (А и Б) в каждом: один из области гармонии до модуляции, другой - из теории модуляции.

Теоретические вопросы по курсу гармонии
А.
1. Гармоническое тяготение и квинтовая схема (1).
2. Сложный кадансовый кругооборот, его образование и элементы (2)
3. Функции побочных трезвучий (4).
4. Функции септаккордов (5).
5. Функции обращений аккордов (6).
6. Способы развития сложного кадансового кругооборота (3).
7. Альтерация и альтерированные аккорды в мажоре (11).
8. Уменьшенные септаккорды в мажоре (9).
9. Функции аккордов гармонического минора (7).
10. Функции аккордов натурального минора (8).
И. Альтерация и альтерированные аккорды в миноре (12).
12. Уменьшенные септаккорды в миноре (10).
Б.
1. Модуляция, ее элементы и классификация (1).
2. Модуляция I степени родства из мажора (12).
3. Модуляция I степени родства из минора (И).
4. Модуляция II степени родства из мажора (10).
5. Модуляция II степени родства из минора (9).
6. Модуляция III степени родства (3).
7. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд (2).
8. Модуляция через уменьшенный септаккорд (6).
9. Мелодико-хроматическая модуляция (4).
10. Отклонения в мажоре (8).
11. Отклонения в миноре (5).
12. Побочные доминанты (7).

Здесь вопросы приведены в логическом порядке. В скобках после каждого вопроса указан номер билета, в котором он помещен. Таким образом в билете Ш 1 окажутся вопросы:
А. Гармоническое тяготение и квинтовая схема. Б. Модуляция, ее элементы и классификация; в билете № 4:
А. Функции септаккордов. Б. Мелодико-хроматическая модуляция и т. д.
На подготовку к ответу на эти вопросы следует давать столько времени, сколько уходит на устный ответ одного или двух учеников.
Кроме того, на устном экзамене ученик должен ответить без подготовки на 2 - 3 заранее приготовленных технических вопроса. Например:
1. Какие тональности I, II, III степени родства имеет такая-то тональность?
2. В какой степени родства находятся такие-то две тональности?
3. Через какой уменьшенный септаккорд и какая именно модуляция может быть совершена из такой-то тональности в такую-то?
Наконец, на устном экзамене ученик должен показать навыки игры на фортепиано гармонических упражнений и навыки по гармоническому анализу.
Требования по исполнению гармонических упражнений на фортепиано здесь не приводятся, так как они в большей мере зависят от подви-нутости ученика в игре и должны, по-существу, преподаться в фортепианном классе. Чаще всего они могут быть сведены к игре во всех тональностях различных заранее обусловленных кадансов.
Не приводятся и требования по гармоническому анализу.1 Здесь могут быть использованы существующие хрестоматии О. Л. и С. С. Скреб- ковых и В. Беркова. Справки по отдельным вопросам можно получить в книге: А. Должанский. «Краткий музыкальный словарь». Весьма полезно в качестве материала для анализа применить нетрудные для исполнения, но содержательные и разнообразные в отношении гармонии пьесы, например из «Детского альбома» Чайковского.
1 В настоящее время автор работает над составлением хрестоматий по анализу.

X. О ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ГАРМОНИИ
Для прохождения курса гармонии необходимо достаточное знание элементарной теории музыки как в теоретическом, так и в практическом плане. Учащийся должен уметь:
1. Построить любой интервал (чистый, большой, малый, увеличенный, уменьшенный, а также некоторые дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы) от любого заданного звука (с применением простых и двойных знаков альтерации).
2. Определить ширину и качество предложенного интервала.
3. Построить трезвучия и септаккорды любой структуры от любого заданного звука (с применением также простых и двойных знаков альтерации).
4. Построить трезвучия и септаккорды всех ступеней и всех видов в мажоре (натуральном и гармоническом) и миноре (натуральном, гармоническом и мелодическом), в тональностях до семи ключевых знаков.
5. То же - в четырехголосном сложении на двух нотоносцах.
Желательно, чтобы все перечисленные типы заданий были выполнены учеником не ниже, чем на «хорошо» (4,4 +).

Так как не все педагогические системы преподавания курса элементарной теории музыки включают перечисленные навТмки, в приложении к данной книге (см. стр. 140, «Аккордика») приводится эта часть курса элементарной теории музыки для изучения перед основными уроками.
Если в курсе элементарной теории музыки аккордику следует проходить в достаточно медленном темпе, то в курсе гармонии рекомендуется посвятить ей не более трех уроков (из числа резервных).
Это объясняется тем, что в элементарной теории аккордика проходится в конце учебного года перед отчетным экзаменом. После окончания ее не остается времени для повторения курса и закрепления его в памяти учащихся. Напротив, обычно наступают длительные летние каникулы, способствующие потере недавно приобретенных навыков, которые не успели еще достаточно «осесть» в сознании ученика.
В курсе же гармонии аккордика оказывается в начале учебного года. Усвоив ее, ученик в течение длительного времени будет продолжать практиковаться в обращении с аккордами и не только закреплять, но и развивать полученные навыки.
Для того, все же, чтобы скорость прохождения этого раздела не повредила прочности навыков, рекомендуется на каждый из приведенных выше типов заданий выполнить как можно больше упражнений (как это указано в Дополнении), полностью использовав время, отводимое для выполнения домашних заданий (2 часа в неделю).
Упор при этом должен быть сделан на построение аккордов (а не на определение их). Практика показывает, что четырех-шести часов (то.есть времени для выполнения двух-трех домашних заданий) вполне достаточно, чтоб построить несколько сот аккордов и в дальнейшем, при прохождении курса гармонии, не испытывать особых затруднений от недостаточного знания аккордики.
Таким образом:
а) небольшое количество типов заданий, б) большое число одинаковых (однотипных) упражнений, в) сжатые сроки изучения безусловно обеспечат выработку практических навыков в области аккордики, необходимых для начала занятий по гармонии.
Само собой разумеется, что в зависимости от состояния знаний учеников такое предварительное повторение аккордики возможно не в три, а в два урока или даже в один урок.
Если же ученик до начала занятий по гармонии прошел аккордику в полном объеме, то специальных повторных занятий не требуется и изучение гармонии следует начинать прямо с первого урока.

XI. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Индивидуальные склонности и возможности ученика часто проявляются не сразу, а постепенно, начиная, конечно, с выполнения заданий на самостоятельное сочинение задач.
При этом ьлачале ученик не может оторваться от таблиц к урокам 7 - 12, но в какой-то момент возникшее «вдруг» понимание (именно не знание, а понимание) этих таблиц освобождает его от пользования ими, и он начинает сочинять задачи самостоятельно, опираясь на логику теории, а не на рецепты. В этот момент у него появляется собственный вкус: пристрастие к тем или иным аккордовым средствам или гармоническим оборотам, самостоятельный, а не подражательный отбор их. Иногда ученик изобретает и «собственные» средства.
Задача педагогического такта - поддержать и направить эти творческие искания. Советы в этом отношении выходят за рамки «Краткого курса».
Если для прохождения основного курса следует придерживаться основного текста 30 уроков, то при отклонении от него педагог должен в каждом отдельном случае определять план такого отклонения.

XII. РАСШИРЕННОЕ И СОКРАЩЕННОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСА
Расширение курса возможно лишь в индивидуальном порядке с учениками достаточно для этого способными, а главное - достаточно целеустремленными.
В этом случае следует прежде всего опираться на Дополнение, используя его отдельные параграфы отнюдь не в той последовательности как они. изложены, а в том порядке, количестве, объеме, как это будет найдено целесообразным.
Кроме того, в отношении учеников, твердо предполагающих изучать гармонию после данного курса в углубленном плане, полезно как можно раньше кроме (и даже вместо) такого написания аккордов, которого придерживается автор, применять расположение по два голоса на каждой строчке (сопрано -ф- альт на верхней, тенор -? бас на нижней) со штилями в разные стороны.
Опыт показал также, что способные и увлеченные предметом ученики усваивают курс более быстрым темпом, что возможно однако не в условиях обычной группы, а при ограниченном числе учеников или при индивидуальных занятиях. В этом случае некоторые уроки легко усваиваются по два в одно занятие. Например 3 и 4, 5 и 6, 13 и 14, 16 и 17, 20 и 21, 25 и 26, 28 и 29. При максимальном использовании этой возможности весь курс может быть усвоен не в 30, а приблизительно в 20 занятий. Особенно это применимо к ученикам, владеющим уже какой-либо гуманитарной профессией или имеющим склонность к сочинению музыки.1
Во всех случаях расширенное (а также ускоренное) прохождение курса должно быть осуществлено осторожно и постепенно и лишь с учениками, действительно подходящими для этой цели. В противном случае такая попытка не только не состоится сама по себе, но и испортит обычное усвоение курса.
1 В 1962 году врач К. Ф. Товстолес прошел весь курс за 20 уроков. Его экзаменационная задача приводится на стр. 126.
Облегчение курса достигается путем сокращения его объема.
Здесь возможны следующие основные случаи.
1. Прохождение некоторых разделов только в теоретическом плане без выполнения практических задач по этим разделам. Сюда относятся уроки 16 - 19, 22 - 24, то есть разделы, касающиеся модуляций далеких степеней родства и сложных (недиатонических) способов.
Возможно прохождение этих разделов (всех или отдельных из них) только теоретически с тем, чтобы в домашних заданиях в это время продолжалось бы сочинение задач в одной тональности и сочинение модуляций первой степени родства до урока 25.
2. Более упрощенным методом прохождения курса является полный отказ от письменных работ, ограничение чтением теоретических положений и анализом приведенных образцов. Такой путь целесообразен в отношении учеников определенного склада ума, теоретические склонности которых позволяют им без практических навыков приложить понимание гармонической логики непосредственно к анализу, минуя стадию усвоения ее через письменные работы.
3. Наконец, допустимы всевозможные «промежуточные» приемы сокращения отдельных из перечисленных выше уроков.
В этом случае педагог должен переработать соответствующие задания, приведенные в конце сокращаемых уроков.
, При этом нужно помнить, что усвоение курса окажется не полйым, не позволяющим перейти к изучению следующего музыкально-теоретического предмета, а значит допустимым лишь в отношении любителей.

XIV. ИСПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ В КЛАССЕ
Весьма желательно, чтобы все (или главнейшие) гармонические примеры, написанные во время лекции на доске, исполнялись не только на фортепиано, но и на инструментах, с тянущимся звуком, а лучше всего - хором учеников. Чтобы не терять лишнего времени на образование таких ансамблей, следует на первом же уроке (перед решением первой цифровки) сформировать струнный или духовой квартет (например, из трех кларнетов и фагота), а также (обязательно) четыре партии хора из учеников группы - лучше всего три партии женских и одну партию мужских голосов.
В дальнейшем организованный таким образом хор должен быть всегда готов пропеть новый материал, написанный руководителем на доске (и в том числе лучшие, наиболее удачные работы, выполненные учениками по домашним заданиям).
Для экономии времени полезно гармонические образцы, иллюстрирующие лекционный материал, писать не на доске, а на заранее приготовленных плакатах.
Хоровое пение гармонических образцов - важнейший прием обучения гармонии.

«Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
Теоретические положения курса в основном заимствованы из «Учения о гармонии» Ю. Тюлина (изд. 1937 г.). Некоторые из них разработаны автором самостоятельно. Текст книги представляет собою обработку рукописи 1938 года.
Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Холодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.

После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов—исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане — к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету, объем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желании ученика.
В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
Книгу в целом образуют;
Основной курс (изложенный в форме 30 уроков),
Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки),
Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).

Урок 1. Введение. Голосоведение в мажоре
Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
Урок 3, Голосоведение в мажоре (окончание)
Урок 4. Голосоведение в миноре
Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций).
Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы
Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
Урок 10. Основные аккорды минора
Урок 11. Аккорды натурального минора
Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
Урок 13. Теория модуляции
Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора.
Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через домпиаптсептаккорд
Урок 23, Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства и мажоре и в миноре
Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
Урок 29. Побочные доминанты в миноре
Урок 30. Тональные планы
Дополнение
Приложение, Аккордика
Методические замечания