Весна плещеева и исаковского сравнительный анализ. Анализ стихотворения плещеева весна

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.Н.Плещеев «Весна».

Тип урока : комбинированный

Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, практический, проблемный.

Оборудование :учебник «Литературное чтение» Селиверстова Г. М,4 класс, презентация, проектор

Дидактическая цель : создать условия для знакомства учащихся со стихотворением А.Н.Плещеева о весне.

Задачи:

Образовательные – формировать умение работать с текстом произведения; обогащать читательский опыт; учить применять полученные знания; совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, расширять словарный запас.

Коррекционно - развивающие: развивать память,наблюдательность, слуховое восприятие; творческое воображение; память, внимание и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к лирическим произведениям, читательскую самостоятельность, эстетический вкус, любовь к родной природе.

Ход урока.

I.Мотивация (эмоциональный настрой учащихся)

Релаксация под музыку Э.Грига

Положите руки ладонями вверх перед собой. Представьте, что на ваших руках лежит маленький молодой, зелёный листочек. Чувствуете, он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас овивает теплый, ласковый, весенний ветерок. Он будит ваше воображение, придает бодрости, заряжает энергией.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

II.Актуализация знаний. Введение в тему урока.

А)- Какое время года наступает после зимы? (Весна)

У природы есть закон: после зимы наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время проходит.

Какой первый весенний месяц? (Март)

Март назван в честь бога войны Марса. А еще в народе, март называют – протальником. На горах по–прежнему лежит снег, да и мороз ударит не хуже, чем в декабре. И все – таки, если присмотреться повнимательней, на декабрьскую пору это совсем не похоже.

Назовите явления природы, которые не относятся к весне .

Давайте попробуем выделить самые главные признаки (День увеличивается и становится теплее)

А какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, звон ручейков, журчание речки, шелест ветерка).

Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (Конечно, композитор)

Б)- Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского « Времена года» - «Март». Вслушайтесь в неё и скажите, что же удалось передать композитору этой мелодией? (Красоту весеннего дня, порхающих птиц, заспанного медведя, пробуждения природы, первый весенний цветок, хорошее настроение).

Как называется такое состояние природы? (Пробуждение)

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, тепло лучей смешивающихся со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Как же видят и чувствуют весну поэты?

III . Целеполагание. Постановка проблемы

Прочитайте загадку и вы узнаете название произведения (слайд)

Определите жанр произведения?

Кто сформулирует тему урока ?

А) Вступительноо учителя

Сегодня мы окунемся в мир поэзии,познакомимся со стихотворением великого русского поэта А.Н.Плещеева «Весна»

Б). Краткие библиографические сведения о поэте. Портрет А.Н.Плещеева

Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд?

(добрый, внимательный)

Алексей Николаевич – поэт. Друзья вспоминали о нём как о мягком, доброжелательном и вежливом человеке, всегда готовом прийти на помощь. А.Н. написал много произведений не только для детей, но и для взрослых.

В) - Можем ли мы по названию догадаться (предположить), о чём или (о ком) расскажет поэт?

IV.Изучение нового материала

А) Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.

Что описывает поэт? (Приход весны) В названии заключается основная тема произведения.

Б) Выразительное чтение стихотворения учащимися и анализ

Прочитайте стихотворение так, чтобы передать настроение автора и интонацией нарисовать красоту пробуждения природы.

Какая тема стихотворения? Какое настроение в нем?

Какие образы рисует поэт?

Какой художественный прием использует?

В)Прочитайте слова по слогам, потом целыми словами (слайд)

Г)Словарная работа (слайд)

Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Толкование слова «лазурь» - ярко – голубой цвет, «обновление» - появление чего-то нового.

«Повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок). «Миновала»- прошла. «Заботы»- (беспокойство, хлопоты).

Д) Работа над выразительностью

Какие картины весны наблюдает поэт? (Тает снег, бегут ручьи, чиста небесная лазурь, стало теплее солнце ).

С каким настроением говорит о них поэт? (С радостным).

Где надо делать паузы при чтении стихотворения? (после знаков препинания).

Раз

. ; – раз, два

! ? … - раз, два, три,

Давайте расставим паузы.

Какие знаки препинания указаны во второй строке? (Многоточие обозначает более длинную паузу по времени).

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы.

Физминутка «Облака»

V.Работа по картине И.Левитана «Март»

Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну ждут с нетерпением.

Весна волнует и сердца художников. Перед нами картина Исаака Левитана «Март»

Что вы видите?

Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на картины? Прочитайте. (Уж тает снег; чиста небесная лазурь).

Какая изображена весна на картине? Ранняя весна. Весна только вступает в свои права.

Какое настроение хотел передать художник? (Хорошее, радостное настроение).

Картина И. Левитана «Март» передает холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидания тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждет настоящей весны.

VI.Первичное закрепление

Вот с таким хорошим, радостным настроением мы продолжим работу над стихотворением «Весна»

А) Выборочное чтение.

Какие слова помогают нам понять, что весна уже поет?

Что сказано о лесе, о соловьях?

Какие признаки весны увидел поэт?(слайд)

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…»

«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;»

- Какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение? (чувства радости, обновление)

Б)Вставьте пропущенные олицетворения (слайд)

В)Кто больше всех радуется весне. Прочитайте словарь настроения (слайд)

Вывод:

VII.Инструктаж домашнего задания (слайд)

VIII.Рефлексия. Итог урока

Выбери утверждение (слайд)

Использованная литература:

1.Г.М.Селиверстова,учебник литературного чтения 4 кл.в 2-х частях, Кызыл, 2013г

2.Интернет ресурсы

3. Произведение Вивальди «Весна»

Конспект показательного интегрированного урока

по литературе в 4 классе

Тема: «А.Фет, А. Плещеев «Весна»
(тема весны в литературе, музыке, живописи)

Цели:

    создать целостное представление о ранней весне (по стихотворению

    А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»; картине И.Левитана «Март»; музыке

    П.И.Чайковского «Март»);

    сопоставить особенности изображения
    весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки

    выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического

    произведения;

    воспитывать любовь к искусству.

Задачи:

    познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне;
    выяснить особенности каждого из них;

    развивать кругозор учащихся, умение видеть и понимать прекрасное.

Оборудование:

  • репродукция картины И.Левитана «Март»,

    магнитофон,

    запись музыки П.Чайковского «Времена года»;

    план анализа стихотворения;

    портреты поэтов

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока

Русская пословица:

…красна цветами, а осень пирогами.

Какое слово пропущено? (Весна)

егодня мы будем говорить о теме весны в поэзии, музыке и живописи

(эпиграф на доске) С природой одною он жизнью дышал…
Е.А.Баратынский

1. Слово учителя.
Весна… Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим

гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.

Люди всегда восхищались весной. Давайте подберём эпитеты к слову ВЕСНА
(На плакате написано ВЕСНА. Дети на отдельных листочках записывают эпитеты к слову,приклеивают их к плакату)
- Как называют весну? (красна – красивая)

Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях.
2.Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещеева

а) Биография А.Плещеева

Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.

Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.

б)Чтение детьми стихотворений А.Плещеева, подготовленных самостоятельно

Записывайте эпитеты и сравнения к слову ВЕСНА, встречающиеся в тексте.

в) Чтение стихотворения «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Что вы представили, слушая стихотворение?
- У каждого произведения есть настроение. Какое настроение у этого стихотворения?

Найдите строчки, доказывающие это.


г) Повторное чтение детьми по две строчки, объяснение прочитанного.
- Какой художественный приём использует поэт в словосочетании «лес оденется листвою»?
(олицетворение)
- Что такое олицетворение?
- А есть ли ещё примеры олицетворения? (
Унесла весна заботы )

- Прочитайте 1 абзац. Чего больше: описания или повествования? Прочитайте.

- А во втором абзаце?
- Какие чувства вызывает приход весны у Плещеева? А у вас?

- Найдите слова, которые вам не понятны. Кто их может объяснить?Вывод Плещеев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

3. Знакомство с творчеством А. Фета

- Стихи какого автора вы ещё подготовили?

а) Чтение стихов А.Фета, подготовленных дома

Б) слово о поэте (чтение учителем, показ слайдов)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.

Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

В 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.


в) Чтение стихотворения в учебнике с.

А какие слова повторяются? Зачем?
(повтор усиливает эмоциональное воздействие)

Чем похожи произведения Фета и Плещеева?
4. Теперь о живописи.

Картина И.Левитана «Март» (1895)

Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд.

Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»
Обратимся к картине И.Левитана «Март»
а) беседа с учащимися
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?(пейзаж)
- Что изображено на картине?
- По чему видно, что это начало весны?
(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)
- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?
(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)
Картина тёплая, радостная.
- Есть ли люди на картине?(нет)
Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник.
Эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Какие краски использует художник?
(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)
- Какое настроение передаёт художник?(жизнерадостное)
- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.
Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.

4. А теперь музыка .

Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

Звучит музыка.
- Что вы представили себе, слушая музыку?
- Какую весну изобразил Чайковский?
(раннюю)
- Какие образы представили вы?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
(радость обновления)
III. Закрепление
Сегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.
- Что их объединяет?
- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?
(восхищались ею)

Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь

музыки, литературы и живописи.

IV. Итоги урока


Тема урока: «Родная природа в стихотворениях А.Н.Плещеева».
Цели урока:

а) образовательные: исследование художественных особенностей поэзии А.Н.Плещеева; поиск средств создания художественного образа, приобщение учащихся к литературно-художественному творчеству; отрабатывать навык комплексного анализа текста;

б) развивающие: развивать эстетический вкус учащихся, чувство слова; развивать умение видеть, чувствовать и понимать природу родного края;

в) воспитательные: бережное отношение к малой родине, родному краю.

Участники: учащиеся 7-ого класса.

Подготовительная работа: оформление презентации к содержанию урока, рисунки детей по теме «Мир вокруг меня», подготовка индивидуального сообщения, распечатка текстов стихотворений, музыкальное оформление (С.В.Рахманинов «Вокализ», карточки для групповых заданий.

Оборудование: муз.оформление (С.В.Рахманинов «Вокализ»), магнитофон, презентация, карточки для групповой работы, выставка книг А.Н.Плещеева, чистые листы бумаги (для работы в группах и парах), работы учащихся (рисунки) на партах, распечатки с текстами стихотворений на партах.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.
– Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье… И ничего прекраснее природы не существует. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.


  1. Основное содержание урока:
а) активная беседа, анализ репродукции картины;

– Перед вами рисунки, которые выполнены учащимися нашей школы. Они наивны, несовершенны, но искренни. На них природа такая, какой ее увидели ребята.

– А это репродукции картин известных художников: Федора Алексеевича Васильева «Пейзаж с облаками», Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж», Исаака Ильича Левитана «Весна – большая вода». Первые две репродукции мы уже рассматривали и анализировали с вами на уроках русского языка, с творчеством Исаака Левитана нам предстоит встреча в следующем учебном году.


Но позволим себе несколько минут сказать о творчестве этого, по словам А.П.Чехова, «лучшего русского пейзажиста».

– Кто такой пейзажист?

Это художник, рисующий пейзажи.

– Алексей Константинович Саврасов – мастер-живописец, который с удивительной точностью изображал все, что видел и чем любовался: старую деревушку, весенний снег, голые деревья… Саврасов учил молодых художников живописи. Он страстно любил природу. Весной, когда прилетали грачи, он переносил свои занятия из мастерской на природу. Алексей Константинович умел наблюдать и понимать природу, находить в ней очарование.

Среди учеников Саврасова был Исаак Левитан. Выехав на природу, учитель с учениками целые дни проводили в лесу, где они по долгу смотрели на талый снег, на ручьи, журчащие по оврагам, на сияющее голубизной весеннее небо.

Левитан садился со своим мольбертом поближе к учителю и следил за ходом его работы. Годы ученичества не прошли для Левитана бесследно.

Картина «Весна – большая вода»… Что вы видите на переднем плане?

Мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья.

– Что видим на заднем плане?

Виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой.

– Обратите внимание, что это сельский пейзаж. – Какие краски использует художник?

Коричневые и голубые.

– Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

– Какое настроение выражает художник?

Радостное, восторженное, светлое, эмоционально-приподнятое.

– Какое чувство хотел передать нам Исаак Левитан?

Надежду или ожидание.

– Молодцы, от картины веет спокойствием и радостью, зрителя согрет ожиданием тепла, солнца.

На фоне музыки – С.В.Рахманинов «Вокализ». Вот как выразил свое чувство от этой картины знаток и ценитель русской живописи Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба…»

Такое впечатление, что это рассказ не о картине, а о лирической песне.

– И.И.Левитан – это любимый художник Сергея Васильевича Рахманинова, композиция его музыки звучала сейчас. Композитор почти каждое лето и начало осени проводил в своем имении Ивановка, которое располагалось в ста верстах от Тамбова. Как и Левитан он восхищался великолепными русскими пейзажи. И даже когда ему придется уехать из России в Америку, он часто будет вспоминать родные поля и степи, леса и степи.

– Русский пейзаж…, что в нем должно быть обязательно?!

«Должна быть душа, … он должен быть звуком, который отвечает сердечным чувствам. Это трудно передать словом, это так похоже на музыку», – писал русский живописец Константин Алексеевич Коровин. В этих строках он объединил поэзию, музыку и живопись.

– Какой вид искусства мы сегодня не затронули?

б) сообщение темы урока;

– В самом раннем детстве вы не раз от мамы или бабушки слышали простые строки:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Они запали в памяти навсегда. Такова сила истинного таланта, что стихи кажутся не сочиненными кем-то, а как бы извечно существовавшими в природе. Они не ошеломляют нас игрой красок и звуков, а покоряют своей естественностью и жизненной достоверностью. Они стали нашей собственностью, мы уже мылим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.

Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к Родине, к ее народу, к русской природе?

Возможно, вам, ребята, приходилось в ответ на какую-либо свою просьбу слышать от взрослых: «Будет вам и белка, будет и свисток». Это строчка из стихотворения русского поэта Алексея Николаевича Плещеева «Старик». Он много писал специально для детей, и стихи его искрятся добротой.

Тема нашего урока – «Родная природа в стихотворения А.Н.Плещеева».

– Как вы думаете, чему будут посвящены стихотворения, которые мы проанализируем?! С каким временем года нам вновь предстоит встретиться?!

в) чтение и анализ стихотворений;

Стихотворение «Весна»

– Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года?

Выступление учащейся:

+ Весна… Медленно тает снег, постепенно обнажая землю. То оттепель, то заморозки по утрам. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в городе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Стихотворение наизусть читает учитель:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.

«Весна!» – читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!
На фоне стихотворения идут слайды:

– Я прочитала вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Какие звуки природы вы смогли уловить при первом чтении?

Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья.

– Прочитайте данное стихотворение самостоятельно и приготовьтесь ответить на два моих вопроса: О чем это стихотворение? Какие основные образы вы можете отметить?

Стихотворение «Весна» повествует о том, как начинается весна, как она приходит. Глаголы засвищут, оденется указывают, что действие еще не совершено, результат не показан.

– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права?

Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо.

– Подтвердите свои слова строчками стихотворения.

– Какие образы вы можете отметить в стихотворении «Весна»?

Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.

– Мы можем сказать, что образ Весны дан собирательно. А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?

А.Н.Плещеев редко изображает природу многокрасочной и нарядной. Он передает картины природы, не описывая их подробно, а схватывая лишь отдельные интриги, воспроизводя общую обстановку и создавая общий настрой. Мы не имеем право осуждать поэта, каждый воспринимает окружающий мир по-своему, лично, индивидуально.

Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.

– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. Идейно-художественным центром текста становятся глаголы – вторая особенность творчества А.Н.Плещеева. Попытайтесь вспомнить, кто из поэтом 19 века был скуп на прилагательные, а показывал образы с помощью глаголов.

Александр Сергеевич Пушкин.

– Данное стихотворение примечательно со стороны употребления в нем глагольных времен. Перечитайте первое предложение, определите время и вид глаголов первой строчки.

Глаголы употреблены в форме настоящего времени, несовершенного вида.

– Они обозначают действия обычные, повторяющиеся из года в год. Определите время и вид глагола второй строчки.

Глагол повеяло употреблено в форме прошедшего времени, совершенного вида.

– Однако, ребята, это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголами настоящего времени (повеяло весной в тот момент, когда побежали ручьи и начал таять снег). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени: В окно веет весной, когда…

+ тает снег, бегут ручьи.

Возможность использования разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

– Перечитайте вторую строфу, нет ли здесь слова, смысл которого вам непонятен.

Слово «лазурь».

– Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета; цвет синевы.

– Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворенными?

Олицетворение: ручьи бегут, лес оденется, зима ушла и унесла. Аллитерация – гремящий и рокочущий звук «р»: ручьи, скоро, лазурь, ярче, сердце, в груди.

– Только ли образ Весны мы видим в стихотворении «Весна»?! Автор включает себя, человека в мир природы, он как бы ее часть, наблюдает и преодолевает трудности в жизни, борется с невзгодами и от того становится счастливым, видит в этом смысл жизни.

– В чем проявляется созвучие человека и природы в стихотворении? Зачитайте эпизод в тексте для подтверждения ваших слов.

Состояние, происходящее в природе, созвучно состоянию души человека.

Работа в парах;

– Перед вами две карточки с примерами настроений, выберите и подчеркните простым карандашом только те слова-настроения, которые соответствуют нашему стихотворению.

– Материалами какой карточки мы не может воспользоваться? Почему? Какие слова-настроения отметили вы на второй карточке?

Теплое, загадочное, нежное, бодрое, шутливое.

– Перечитайте стихотворение про себя и подготовьтесь прочитать вслух, передав интонацию радости, восторга, торжества, ликования, бодрости.

Стихотворение «Как мой садик свеж и зелен!»

– Весна – время цветов, время цветения. На лесных проталинах – на зелененькой ножке показался голубой глазок подснежника, в тайге-матушке изумленно раскрыли глаза незабудки. Говорят: тот, кто сорвет незабудку – сибирский цветок, никогда не забудет дорогу домой. На глинистых склонах оврагов, по косогорам уже в середине апреля раскроются навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. А в город, на городские улицы с какими цветами приходит Весна?!

Работа в творческих группах;

– Сейчас каждая группа выполнит свое задание, оно поможет ответить нам на вопрос.

Задание 1. Вставьте пропущенные существительные:

Как мой … свеж и зелен!

Распустилась в нем …;

От … душистой

И от … кудрявых – тень.

Задание 2. Сочините четверостишие по заданным рифмам:

…………………. лилий,

…………………. георгин,

…………………. головки

…………………. один.

Задание 3. Подберите нужные рифмы:

Да подсолнечник ….. ,

Словно верный …. ,

Сторожит себе … ,

Всю поросшую … .

Задание 4. Вставьте пропущенные эпитеты:

Но люблю я садик ….:

Он душе моей милей

Городских садов …

С сетью … аллей.

После проверки получившихся вариантов звучит стихотворение А.Н.Плещеева «Как мой садик свеж и зелен!» в исполнении учащейся.

– Какие же цветы приносит весна в город?

Распустившиеся соцветия сирени, черемухи, липы.

– Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады. Есть города, где особенно много сирени.

О появлении сирени существует легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. Там, куда попадали лучи, распускались цветы – желтые, оранжевые, красные, белые, синие. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она дошла до севера, у нее остались только лиловые лучи. И из них-то и выросли кусты сирени.

Сирень с французского языка переводится «лиля», отсюда и слово «лиловый».

– Лиловый цвет, назовите близкий к нему…

Сиреневый, бледно-фиолетовый.

– Знаете ли вы, что слово «сирень» является многозначным?! А вот послушайте Леонида.

Словарная работа (индивидуальная работа со словарем).

+ Слово «сирень» имеет следующие значения: 1) кустарник или дерево с душистыми лиловыми или белыми цветками, собранными в гроздья; 2) цветок, гроздь цветков этого кустарника.

– В каком из значений употреблено данное слово в стихотворении А.Н.Плещеева?

+ Цветок, гроздь цветков кустарника.

– У каждого из вас есть свой любимый цветок. Представьте его сейчас мысленно.

Посмотрите на слайд – лилии. Лилия – растение с большими цветами наподобие колокола. Белая, желтая, красная лилия. Букет лилий в поэтических текстах употребляется как символ белизны, чистоты, нежности. Лилия – насколько красивый цветок! С каким эпитетом употребляется слово «лилия» в стихотворении? Как он характеризует прекрасный цветок?


– Какой эпитет употребляет Плещеев к слову «георгин»? Как вы думаете, почему?

– Какими же цветами в своем садике восхищается автор?!

– Чем же они отличаются, за что поэт так возвышает их?!

А может, ребята, потому что мак и подсолнечник – по своей природе не прихотливые травянистые растения; они привлекают не изысканностью, а искренностью.

– Перечитайте стихотворение и определите, какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Поэт использует олицетворения: мак возвышает головку, подсолнечник сторожит; эпитеты: бледных лилий, горделивый георгин, сады унылые; сравнение: словно верный часовой.

– Если бы вы были иллюстраторами этого стихотворения, то какие бы оттенки красок вы выбрали? Каким бы отдали свое предпочтение?

– Каков настроение этого стихотворения, можете для ответа на вопрос использовать материалы карточек.

Бодрое, ликующее, торжественное.

– Обратите внимание на последнее стихотворение. Что говорит поэт о себе?

Его душа, его мир вновь соединяется с миром природы.

– Весна, которую так ждали в предыдущем тексте, о которой трубили ручьи, пришла и разлилась запахами сирени, черемухи, расцвела красными маками и желтыми подсолнечниками.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Природа! Каждый стремится к ней, восхищается ее красотой и гармонией, простотой и величием, каждый старается найти в ней счастье и раскрыть свое сердце ей.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

– Что увидели и почувствовали в произведениях о природе мы на уроке?

Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы.

Душа поэта всегда созвучна душе природы и образует единое целое.

Природа сближает людей.

Человек, наблюдающий природу, становится лучше.

– Попытайтесь перечислить особенности художественного мастерства А.Н.Плещеева. Какое стихотворение вам, возможно, захотелось выучить и рассказать близким людям.

– Чем вам запомнится этот урок?

– Мне хочется, чтобы вы поняли – наша русская природа многокрасочна и эмоциональна. Колыхание ветерка, душистый запах сирени, заливистые трели соловья, журчание лесного ручья – все это наша природа. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Никитин, Плещеев – все они умели видеть в самом простом нечто особенное, загадочное. Они понимали. Что она разнообразна и необычна. Именно природа помогала им творить. Каждый из вас тоже может быть творцом, надо попробовать свои силы.


  1. Домашнее задание.
– Богат русский язык словами, относящимися к временам годам и к природным явлениям, с ними связанным. Подберите и запишите в тетрадь слова, которые охарактеризуют и покажут раннюю весну. Например: оттепели, капель (с крыш), проталина, …..

– Сравните стихотворение Я.Полонского «Весна, весна…» и стихотворение А.Н.Плещеева «Весна».

– Фотозарисовки к строчкам изученных стихотворений (это задание выполняется постепенно и оформляется классом).

МОУ ОО школа №4 им. Ф.Н.Красовского

городского округа – город Галич Костромской области

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Конспект урока по региональной литературе в 7 классе

Тема: « Родная природа в стихотворениях А.Н.Плещеева».

Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ ОО школы №4 им.Ф.Н.Красовского Быковой Еленой Сергеевной

Галич

Литература:


  1. Аникина С.М., Золотарев И.В. Поурочные разработки литературы. 7кл. М., 2002.

  2. В мире литературы. 7кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений
/ Авт. – сост А.Г. Кутузов, А.В. Киселев. – М.: Дрофа, 1999.

  1. Литература. 5 – 11 классы: нестандартные уроки / авт.-сост. О.М. Реут. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение,1998.

  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческий терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  1. В стихотворении Алексея Николаевича Плещеева Весна описывается приход весны. Весна это образ праздничный, молодой, радостный, веселый. Он связан с пробуждением жизненных сил. В нем обозначено нечто большее, чем весна как время года. Природа изображена не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но и как часть его души.. .
    Чтение этого стихотворения вызывает у нас чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.
    Мы все ждем, когда придет весна. Потому, что после долгой и снежной зимы, после сильных морозов приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Хорошо, когда тает снег и бегут ручейки. Еще не успевает сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки тянутся к солнцу. Вскоре все покрывается зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухают, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Постепенно деревья покрываются нежной зеленью. Это все показано в стихотворении

    Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною.. .
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!

    Небо весной ярко голубое. По-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. С каждым днем становится все теплее. Появляется надежда, что все будет хорошо.

    Чиста небесная лазурь,
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь
    Опять надолго миновала.

    Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скидывают с себя теплые шубы и пальто. Одевают красивую и нарядную одежду. Все рады приходу весны!

    И сердце сильно так в груди
    Стучит, как будто ждет чего-то,
    Как будто счастье впереди
    И унесла зима заботы!

    Стихотворение оставляет на душе доброе, радостное впечатление.

  2. Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева Весна, написанное в 1872 году.

    В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою. Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что пора метелей злых и бурь опять надолго миновала. И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее как будто ждет чего-то. Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, все лица весело глядят. Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, чья жизнь лишь тяжкий труд и горе. Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

    Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной. Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

    Каждая строчка стихотворения Весна наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением. Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то беззаботных птичек пенье или же резвых деток звонкий смех. И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.

  3. анализ стихотворения плещеева весна
  4. анализ стихотворения плещеева весна
  5. :З:3:з
  6. Спасибо всем
  7. Спасибо like
  8. песни жаворонков снова зазвенели в вышине

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй - радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей - торжество единения природы и человека.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты - «небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия «тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения «стучит, как будто ждет чего-то».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.

Тема

Центральная тема - приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения - ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди - солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть - «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь»). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждет чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 8.