Задания на дифференциацию букв т н. Дифференциация в устной и письменной речи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

Пиши правильно

Пиши правильно

Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

Различай количество элементов

Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

Т П П Т Определи место звука в слове

П Т Т Т Определи место звука в слове

ПТ Т П Определи место звука в слове

Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

Помоги медведям достроить мостики

Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Тема: Преодоление акустической дисграфии (дифференциация звуков [п] - [б]) у учащихся 1 класса.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б - п] на слух и в произношении;
  • уточнение различий между парными звонким и глухим [б - п];
  • закрепление соотнесения глухого звука [п] с буквой П, а звонкого [б] с буквой Б.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие внимания, памяти, наблюдательности, активности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие общей моторики (синхронизация движения с речью).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыкавзаимопроверки;
  • воспитание стремления добиваться поставленной цели.

Оборудование: картинка-ребус, предметные картинки (петух, пила, белка, перец, бабочка, паровозик, баран, попугай), карточки со словами с пропущенной буквой,тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие: “Ребята, поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики” (кинезиологическоеупражнение “Пальчики здороваются”:поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе).

II. Основная часть занятия.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
Какими звуками отличаются эти слова?

"Ребята, найдите на картинке буквы Б и П. Молодцы!"

"Итак, сегодня мы и поговорим о буквах Б и П о звуках, которые они обозначают".



1. Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков П-Б.

Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Губами. Губы смыкаются).

Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. Б-Б-Б. (Дрожит).

2. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Повтори слова парами(каждый ребенок повторяет свою пару):
бас - пас
быль - пыль
бух - пух
боль - Поль
бар - пар
бить - пить
бот - пот
бока - пока
бел - пел
блошка - плошка
баня - Паня
забор - запор
блеск - плеск
барин - парень
борт - порт

«Поймайте звук [п] или звук [б]»:

- "Ребята вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [п] ([б]). Слушайте внимательно!" (кнопка, платье, бабочка, лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, рубашка, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан).

Буква заблудилась.
Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот, глухой [п] на звонкий [б].
Палка, почка, пой, балка,
бой, бочка, быль, панк,
пыль, блещут, панк, плещут, банк,
забор, пар, запор, бар, пробел, пропел.

Отбор картинок, в названии которых есть звуки [б - п]:
- “У каждого из вас на парте лежат картинки.Разложите их на 2 группы. Справаположите картинки, в названии которых есть звук [п], а слева - со звуком [б]."

3. Физкультминутка (действия по тексту).

Утром встал петух на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

4. Дифференциация звуков [б - п] на письме.

Помогите буквам [б - п]встать на свои места:

Аук,зу_ы, _уквы, шля_а, са_оги, ру_ашка.

- "Ребята, посмотрите на слова, у каждого из них потерялась одна буква. Помогите им найти каждому свою букву. Запишите в тетради слова с буквой П в один столбик, а с буквой Б - в другой столбик."
- "Подчеркните буквы Б и П карандашом."
- "Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали."

Офтальмо пауза(электронная офтальмо пауза “Облака”, разработана Мишуковой О. И.):
"Ребята, сейчас я включу картинку. Вам надо будет следить за облачком глазами."
"Скажите, какой звук в слове облако - [б] или [п]?"
"Где он находится: в начале, середине или конце слова?"

Запишите услышанную букву:

- "Я прочитаю вам предложение, а вы запишите в тетради букву, которая чаще слышится в нем: Б или П."
Рыбаки удили рыбу.
Поля поливает тюльпаны.
Плавно плывет пароход.
На голубом цветке - бабочки.

III. Подведение итогов занятия

- “Ребята, с какими звуками и буквами мы сегодня работали?Чем они различаются? Молодцы! Все сегодня старались, мне понравилась ваша работа на уроке!”

План-конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме «Дифференциация п-т».

Тема занятия: Дифференциация согласных п-т.

Цели:

  1. Закрепить у учащихся умение различать согласные п-т в устной и письменной речи.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Развивать зрительную память, мышление, внимание, слухомоторные координации.

1. Мобилизирующий этап.

Задача : эмоциональный настрой.

Даются указания.

Ребята, пожелайте другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)

Учащиеся поочредно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- и удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышка-Топтыжка.

а) Сложите буквы из элементов (разрезная азбука). Какие буквы у вас получились?

Сегодня на занятии мы продолжаем учиться различать согласные п, т.

Характеристика звуков (звуковая опора т- зубы, п- губы)

Буквы (зрительная опора — п — две ножки 2 пара, т — три ножки 3 три)

б) найдите буквы п,т в рисунках и обведите по контуру букву п — зелёной пастой, т — синей.

в) работа с наждачной азбукой, определить буквы на ощупь.

3. Развитие слухоморных координаций.

Когда я постучу 2 раза, вы произнесёте слог «пу» 1 раз, а когда я постучу 3 раза — скажите слог «ти» 3 раза.

А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.

4. Дифференциация в слогах.

а) работа по слоговой таблице.

// а ы/// //а///
/// о ю// ///о//
//о а// //о///
//а е/// ///а//

  • чтение шёпотом
  • чтение цепочкой
  • выборочное чтение: 1 строчка, 2строчка

б) Игра «шифровка» (карточки «шифровки»)

Запиши слоги разными пастами: с буквой п — зелёной пастой, с буквой т — синей.

2а, 3о, 2о, 3а, 2у, 2ы, 3ы,2е, 3е

5. Дифференциация в словах.

а) прочитайте слова справа налево, заменяя цифры буквами (2-п, 3-т)

оле3, ак2ел, накара3, акйе2ок, ленме3о2, лива3со2, йын3амо3, а3енал2, 3амо3ва

Запишите слова правильно в тетрадь. Буквы подчеркните разными цветами.

Проверка.

б) Работа со словами-паронимами

  • тара — пара
  • торт — порт
  • тень — пень
  • стал — спал
  • почка — точка
  • толк — полк

Вставить подходящие по смыслу слова.

  • Мало (толка, полка) от лентяев.
  • Над столом висит (полка, толка).
  • Теплоход приходит в (порт, торт).
  • Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
  • Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей.
  • Старенький дедушка (спал, стал) на полатях.
  • Словарная работа «полати».

6. Физпауза. «Сова», «Слон».

в) «Перепутаница».

сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп

7. Дифференциация в словосочетаниях.

Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы п, т.

  • _ё_лый _латок
  • _ала_ка _уристов
  • _лохой _оступок
  • жи_ели ланеты
  • _ачка ва_ы
  • _равый бо_инок
  • у_иная охо_а

Проверка.

8. Игра «Фотоглаз».

«Лишнее слово»

9. Работа с деформированным текстом.

П…енец вс…орхнул и спря…ался за кус…ик. Над полями с…елился гус…ой …уман. Тёмная …уча …овисла над …олем. В …арке расту… с…арые то…ля.

а) чтение текста
б) вставить буквы п,т.

Итог занятия.

Климова Марина Валерьевна,
учитель-логопед
МБОУ г. Иркутска СОШ №67

Дифференциация б - п

1. Выделите начальные звуки из слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т . Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря - Поля, бык - пыль, баня - память.

Дифференциация б - п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги. (чтение по«вееру»-тоже что и описывала по с,з)

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. (ромбики)

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба - па па - ба бя - пя пя - бя би - пи

бо - по по - бо бе - пе пе - бе пя - бя

бу - пу пу - бу бю - пю пю - бю бе - пе

бы - пы пы - бы би - пи пи - би пю - бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па - ба - па пу-бу-пу па-ба-па- ба

ба- па - ба бу-пу-бу ба- па - ба - па

пу - бу - бу - пу

бу - пу - пу - бу

7. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

по - бо - по по - бо - бо - по бо - по - бо - по

би - пи - би пи - би - би - пи па - ба - па - ба

пя - бя - пя бу - пу - пу - бу бы - пы - бы - пы

бе - пе - бе бе - пе - пе - бе би - пи - би - пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой б, во вторую - с буквой п .

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, one

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет

Дифференциация б -п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п .

Образец: а) в слове палка - звук п , он находится в начале слова;

б) в слове забор - звук б , он находится в середине слова.

а)пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка,плакать, пилотка, блуждать

б)забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка - балка, башня - пашня, бела - пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п . Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить - побелить.

белить-... , плакать-... , бороться-... , плыть-... , бродить-... , беседовать-... , бежать-... , петь - ... , бывать-... , благодарить-... , будить - ... , бегать-... , беспокоить - ...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо

Ты..жар...нес са...ги

Ка..лото...гас ра...та

Ле..лет...лел за...та

Вар..шел...бер за...ры

б) па или ба

ры... ..кет...гаж...бочка

ла... ..нан...гор ло...та

ар... ..ран...мять ры...ки

ли... ..ром...рень...зары

лам... ..лет...мятник...рады

в) пу или бу

Сы..чок...кашка ар...зы

Ля..тон...зырек по...гай

Ря..мага...ренка ре...сы

Кет..лемет. ..зина гло...сы

Динг..ран...говица ис…гать

Дильник..мажка...ровая раз...дить

г) пе или бе

Ро..карь...да по...да

Лый..чет...пел за...гал

Per ..жит...сок за...вал

Нал..рет...ред по...жать

д) пи или би

Лот …та...точки со...рать

Тон …лить...рюза за...рать

Нокль …сать...оны от...рать

Ла …дон...онер от...вать

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а) ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки,...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои

б) ...а...очка, ...о...лавок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...утный,...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: гриб - грибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

зуб-... гриб - ... хлеб - ... краб-...

карп-... столб-... тулуп-... куб-...

клуб-... дуб-... голубь-... степь-...

ястреб-... суп-... боб-... зябь-...

9. Измените слова по образцу: карпы - карп, зубы - зуб.

столбы-... клубы-... голуби-...

тулупы-... супы-... проруби-...

хлеба - ... грибы... бобы-...

крабы-... кубы-... лбы-...

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения : потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п , когда услышите эти звуки в слове.

Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б , 10 слов с буквой п . Подчеркните буквы б , п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п . Сделайте подписи к картинкам.

14. Запишите слова в три колонки: в первую - слова с буквой б , во вторую - с буквой п , в третью - с буквами б, п . Выделенные слова разделите на слоги.

побеспокоится , беседа, просьба, просить, благодарить, поблагодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка , будильник

15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

Вопросы: Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

16. В названиях каких профессий есть звуки б или п ?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщица, певец, плотник, рыбак, сапожник.

17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся

звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки, В поле лестница лежит.

А в них нитки и рубашки. Дом по лестнице бежит.

Деревянная река, Как взялась кума за дело,

Деревянный катерок, Запилила и запела.

А над катером струится Ела, ела дуб, дуб.

Деревянный дымок. Поломала зуб, зуб.

Два братца Узловат Кузьма,

В воду глядятся, Развязать нельзя.

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка Зверька узнаем мы с тобой

В сером армячишке По двум таким приметам.

По дворам шныряет, Он в шубке серенькой зимой,

Крошки собирает. А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, белка, цепь.

19. Диктанты.

Слуховые диктанты

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графическую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики записывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

3. Методическое указание. Логопед показывает картинки, не называя их.

Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

Приблизительный перечень картинок : грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п - в другую.

липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

Дифференциация б - п в предложениях

1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати - не тронусь с места.

Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

Не из мягкого я теста, Назови меня. Я... .

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Бабушка, мы пошли на парад!

3. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

Клава, давай подбирать слова на б.

Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка» Маленькая Маша сказала: «Лавка».

Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты

придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

Озеро Сенеж.

Московские пионеры любят бывать летом на озере Сенеж. Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукошко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое болото. Перейти через него можно при помощи самодельной переправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка - балка Старушка опирается на... .

Крыша опирается на... .

бочка - почка Капусту вытащили из... .

Листья появились из... .

забор - запор Вокруг дома сделали новый....

У калитки хороший....

забыть- запить Ссору надо... .

Лекарство надо... .

блещут - плещут В синем небе звезды... .

В синем море волны....

5.Выпишите из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п

Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки.

Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

6. Составьте и запишите предложения. Вместо картинки напишите слово. (Картинки подбирает логопед.)

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишите их.

Пустой пузырек. Пологие берега. Полевой букет. Зубная паста. Пробный забег.

Пестрая блузка. Сбор пионеров. Плохая, побелка. Спелые яблоки. Пополнить запасы.

Полный пакет. Бобовый суп. Полосатые брюки. Бумажный пакет. Забавная песенка.

8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал помидоры.

Вопросы: Что делал Боря? Что делала Полина?

9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюстрации к

сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы: Куда сел колобок? Что сказала лиса колобку?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Олезно...егать...осиком. ...етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...оймал...ольшую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте согласные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су... . У...ори...олит зу... . Он не сможет есть горячий су… . …уря...овалила телеграфный стол... . У дома намело...ольшой сугро... . Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду... . В ...улочную...ривезли свежий хле... . На крыше воркует...елый голу...ь.

12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложения по этим картинкам.

Методические указания. Логопед добивается от учащихся распространения предложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печет баранки. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая. Полина, белая, блузка, и, голубой, покупать, платочек. Из, бумага, Боря, змей, делать. Тропинка, шагал, путник, быстро, по. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составлены? Исправьте их. За-пишите правильно.

Паутина плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б - п в связных текстах

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер. ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо-...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые листья, ...урые листья

то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ере-летные...тицы.

2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

Вопросы: Где были пионеры? Что делал Петя? Какую рыбу поймал Боря? Какую бабочку поймала Поля? Что делал Павлик?

3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Бабушкины баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагодарили.

Приблудный.

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. Придумайте названия рассказов.

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, накопал, сбежал, пристроился, рыбачить.

5. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

Белый снег, А вот белка

Белый мел, Не бела,

Белый заяц Белой даже

Тоже бел. Не была

Отрывок из стихотворения «Дни недели».

В понедельник я построил

Мост и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска.

6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

Помощники.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Пионеры шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать все сено.

Наш дом.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома пионеры посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Занятие по теме:

«Дифференциация букв, имеющих

кинетическое сходство.

Дифференциация п - т »

6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дифференциация п – т.

I Оргмомент:

1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

2. Работа по таблице:

Сколько птиц летит вправо?

Сколько птиц летит влево?

Сколько птиц летит вверх?

Сколько птиц летит вниз?

(посчитавший птиц садится на свое место)

II Ход урока:

1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Сравнение слов по написанию и смыслу;

Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

точка – почка стал – спал

торт – порт топил – попил

3. Работа с таблицами:

Конструирование букв п и т;

Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

4. Найти место звука в слове:

[п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

[т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

(использовать карточки с цифрами)

При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

5. Игра «Муха».

(нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

6. Физминутка (игра с мячом).

Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

7. Работа со словом:

Инструкция: 2-п , 3-т.

Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

8. Составить словосочетания:

Березовая

(точка, почка)

(торт, порт)

Маленькая

9. Работа с предложениями:

(вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

челы гудя

В оле лея,

С оля иду

Медок несу.

10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

плетет, паутину, Паучок.

пишет, Петя, листочке, на.

пирожки, тарелке, На, лежат.

последние, с деревьев, Падают, листочки.

(записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

III Итог занятия:

Какие буквы различали на письме?

Какие подсказки помогут их различить?

В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

Учебно- методическое обеспечение:

Наглядные пособия:

Опорные таблицы;

Сюжетные картины;

Наборы индивидуальных карточек.

Дидактические материалы:

Образцы графических упражнений (схемы);

Дидактические карточки и тексты стихов;

Оборудование:

Мяч и массажные мячики;

Шаблоны, звуковые линейки;

Список литературы:

1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.