Жития святых. Неделя перед рождеством христовым, святых отец Тропарь святым праотцам

В предпоследнюю неделю перед Рождеством Православная Церковь празднует Неделю святых праотец .

Праотцами называют всех ветхозаветных праведников, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя, сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Среди них выделяют Святых Отцов - непосредственных предков Иисуса Христа, их память отдельно чтится в последнюю неделю перед Рождеством. Так, через Рождественский пост и прославление первых праведников мы готовимся к величайшему празднику - Рождеству Христову, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

В Неделю Святых Праотец мы вспоминаем историю, записанную в Ветхом Завете. Священный текст начинается с рассказа о Сотворении мира. После по своему образу и подобию Бог создал человека. Адам и Ева были первыми людьми. Нарушив заповедь Божию, они были изгнаны из рая. В утешение Господь обещал им, что родится Спаситель, который искупит грехи мира. Первые грешники Адам и Ева через покаяние сделались первыми же праведниками. Но надежды Евы не сбылись, не ее сын должен был стать Спасителем, человечество ждали многие тысячелетия страдания и созидания, прежде чем в мир пришел Он.

С Адама и Евы начался род ветхозаветных патриархов, которые были образцами благочестия и отличались исключительным долголетием. Первым был Адам, вторым - Сиф - третий сын Адама и Евы. Среди патриархов известен Мафусаил. Он прожил 969 лет, его имя и по сей день ассоциируется с долгожительством. Мафусаил умер перед Всемирным потопом, после которого в живых остался только последний (десятый) ветхозаветный патриарх Ной и его семья.

Всемирный потоп - Божья кара за нравственное падение человечества. Ной был праведником, поэтому Бог его спас. Еще до потопа Ной обращался ко многим людям, чтобы они раскаялись в своих грехах. Пребывая на Ковчеге, он неустанно трудился, заботясь обо всех живых существах, нашедших спасение на его корабле. По окончании потопа ковчег прибыл к горам Арарата, где Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с Ним Завет (ряд моральных законов). Ной является отражением образа нового человека, спасенного во Христе. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа видит указание на возможность духовного спасения через крещение.

Многие потомки Ноя почитаются в сонме праотцев. Среди потомков его первого сына был Авраам, родоначальник всего еврейского народа. С него начинается история родословия Иисуса Христа.

Сегодня, вспоминая всех ветхозаветных праведников, Церковь поет:
«Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть Плод благославен,/ без семенеРождшаяТя./ Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас».

Тропарь, глас 2-й

По церковному Уставу мы чествуем память святых праотец - прародителей Христа по плоти, о которых свидетельствует св. ап. Павел , что они «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11, 33–34).

Св. ап. Матфей , начиная свое Благовествование, приводит подробную родословную Господа Исуса, от праотца Авраама до св. пр. Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, и исчисляет ее по трем периодам: «Итак всех родов от Авраама до Давыда четырнадцать родов; и от Давыда до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского , «Святой Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давыда, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, - они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос (см. Быт. 49, 10)» . Так, благодаря соответствующим здесь церковным песнопениям, углубляемся мы в ветхозаветную библейскую историю, чтобы быть готовыми достойно и осмысленно встречать грядущего в мир Богомладенца, Спасителя рода человеческого.

Особое слово здесь (и свой канон) посвящается св. пророку Даниилу и трем отрокам Вавилонским, Анании , Азарии и Мисаилу (ок. 600 до Р. Х.), - одним из самых известных и почитаемых ветхозаветных святых, день памяти которых отмечаем также и 17 декабря (ст. ст.). Все они были из царского рода иудейского, и еще в совсем юном возрасте в числе и прочих знатных еврейских отроков отведены в пленение вавилонское прислуживать пред царем.

«И сказал царь (Навуходоносор) Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя » (Дан. 1, 3–5).

Вавилонское царство было тогда богатейшим на всей земле, что располагало к роскоши и изнеженности, но св. пр. Даниил, а также святые Анания, Азария и Мисаил, не соблазнялись плотскими скоропреходящими удовольствиями и твердо соблюдали весь закон Моисеев. Так, боясь оскверниться изысканными, но запрещенными законом блюдами с царского стола, они уговорили своего приставника подавать им на трапезу лишь воду и овощи, оказавшись при этом здоровее телом и прекраснее лицом всех прочих своих сверстников. И Бог, видя их великую веру и благочестие, даровал им особую премудрость и благодать пред Вавилонскими правителями, так, что они занимали первые должности при царском дворе.

Подвиг святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила в пещи вавилонской - одна из самых чудесных и назидательных библейских историй Ветхого Завета, краткое ее описание приведем по «Закону Божьему».

Навуходоносор поставил близ Вавилона (на поле Деире) большого золотого истукана, собрал народ и объявил, чтобы все, как только услышат звук трубы, пали и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в разженную пещь. По данному знаку все пали на землю; только три отрока Анания, Азария и Мисаил не поклонились истукану. Царь разгневался, приказал разжечь пещь в семь раз сильнее обыкновенного и бросить туда отроков. Пламя было так сильно, что воины, бросившие их в пещь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего остудить пламя, - отроки воспели чудную песнь. Навуходоносор сидел на высоком престоле против пещи. Вдруг он смутился, встал с своего места и сказал: «не трех ли мы бросили связанными в пещь? А я вижу четырех, несвязанных, и четвертый видом подобен Сыну Божию» . После этого он подошел к пещи и велел отрокам выйти из огня. И когда они вышли, то оказалось, что даже одежда и волосы их не опалились, и запаха дыма не было слышно от них. Видя это, Навуходоносор прославил Истиннаго Бога и под страхом смерти запретил всем своим подданным хулить имя Его .

В христианском богослужении воспоминанию этого события посвящены ирмосы 7-ой и 8-ой песни церковных канонов. Великим Постом, в соответствующие уставные дни, библейские песни вычитываются полностью. Так, устами трех святых отроков, которые пребывали невредимыми посреди раскаленной пламенной пещи, возносим и мы свое благодарное моление ко Господу, не оставляющему истинно верующих в Него ни в какой земной напасти.

Нигде, никогда и ни в чем не оставляет Бог твердо надеющихся на Него, верующих и уповающих от всего сердца («Цветник» священноинока Дорофея).

Слово это в точности сбылось и на праведной Сусанне , которую юный провидец Даниил, начиная свое пророческое служение народу израильскому, спас от позорной и неправедной смерти. (Подробно рассказывается об этом в книге пророчеств Даниила по Острожской Библии (Дан. гл. 13)). Отведенные в плен иудеи имели в своем управлении двух старцев, которые собирали собрания у благородного и богобоязненного мужа по имени Иоаким и разрешали таким образом спорные дела между своими соплеменниками. Жена Иоакима, праведная Сусанна, была молода и прекрасна собой, и старцы искали случая, чтобы лишний раз посмотреть на нее, и уязвлялись в сердце нечистыми помыслами, потому что и суды творили они неправедно и лицемерно и были в душе своей исполнены всякого беззакония. Сговорившись друг с другом, они искали подходящего случая, чтобы удовлетворить своему скверному пожеланию. Так, однажды им удалось выследить Сусанну, когда она за некоторой потребностью ненадолго отправила от себя служанок и осталась одна во внутренней ограде сада. Улучив подходящий момент, старцы приступили к ней с бесстыдством и с угрозой, что если она не согласится с ними, то они донесут на нее, что застали ее здесь на месте прелюбодеяния.

Сусанна в ответ глубоко вздохнула и сказала, что лучше ей пострадать от их навета, чем согрешить перед Богом. Тогда закричали нечестивые старцы, и собрались слуги, и старцы клеветали на нее, что видели ее здесь вместе с юношей. По закону Сусанну на утро должны были предать побиению камнями: народ поверил лукавым старцам. Сусанна же молилась и уповала на помощь Божию. И, когда уже подходили к месту казни, некоторый юноша, по имени Даниил, с дерзновением остановил все шествие и сказал, что хочет уточнить и выяснить что-то у старцев по отдельности. Когда развели их, он спросил у первого: под каким деревом видел он Сусанну? Тот, смутившись от страха, ответил, что под «терном» . Другой же говорил, что видел под «чесминою» . Так открылось беззаконие, и люди вместо Сусанны побили камнями тех коварных старцев, а пророк Даниил с той поры стал весьма почитаем среди народа.

Св. Даниил имел еще также особенное дарование к толкованию сновидений, и, по благодати Божьей, ему открывались такие тайны, каких никак не могли постичь своими чарами и гаданиями все кудесники Вавилонские.

Однажды Навуходоносор видел необыкновенный сон, но, когда проснулся, не мог его припомнить. Он призвал мудрецов и гадателей и велел им напомнить и объяснить ему сон. Но они не могли этого сделать и говорили: «нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон» . Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов, в том числе Даниила и его друзей. Тогда Даниил попросил дать ему сроку некоторое время (два дня). После усердной молитвы Господь открыл Даниилу сон и значение его. Он пришел к царю и сказал ему: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя, и во сне ты увидел истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки - серебряные, чрево - медное, а ноги частью из железа, частью из глины. Потом от горы оторвался камень и ударил истукана в ноги и разбил его, а сам сделался великою горою и покрыл собою всю землю» . Царь вспомнил, что он действительно видел такой сон. Тогда Даниил объяснил царю и значение сна. «Золотая голова, сказал он, означает твое царство. После него будут еще три царства, но уже не столь славные. Камень же означает, что после этих четырех царств Бог устроит Свое вечное царство» . Царь поклонился Даниилу до земли и сказал: «Воистину, Бог ваш есть Бог богов» , и поставил Даниила начальника над всей страной .

Подробное толкование притчи находим и в старообрядческой книге «Златоуст».

Даниил пророк рече Навуходоносору: ты царю видяше, и се тело велие, и обличие его округло . Толкование. Великое тело мир есть . Глава же его от злата чиста . Толкование. Глава есть от злата чиста, царство Вавилонское . Руце и мышцы и перси сребрени . Толкование. То есть царство Персское . Чрево и стегне медяне . Толкование. Царство Македонское . Нози же железни . Толкование. Царство Римское . И виде дондеже отторжеся от горы камень не рукама . Толкование. Камень есть Христос: а иже отторжеся от горы, с небесе на землю прииде . А иже не рукама . Толкование. Без семене воплотися от Девицы . И порази тело, и бысть в гору велию . Толкование. Мир обрати ко крещению, и вся на высоту возвед, а поганых царство истреби («Златоуст», сл. 56-е).

Святой пророк писал о таинственных судьбах мира, чему надлежало быть в последнее время перед кончиной века, когда, «по исполнении меры беззаконий» , «восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). Сподобился св. Даниил видеть и Страшный Суд Господень.

Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламень огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 7, 9–10).

Св. пророк Даниил пользовался большим уважением всех последующих царей после Навуходоносора, покоривших царство Вавилонское, но свой столь высокий сан и достоинство никогда не предпочитал он служению Истинному Богу, потому и Господь Сам чудесным образом избавлял его от всех коварных козней многочисленных врагов и завистников.

После Навуходоносора царство вавилонское было завоевано мидянами и персами. Царь мидийский Дарий любил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве.

Другие же вельможи стали завидовать Даниилу и решили погубить его. Они знали, что Даниил каждый день трижды молится Богу, открывая окно, обращенное в сторону Иерусалима. Поэтому они пришли к царю и просили сделать распоряжение, чтобы никто не смел в продолжение тридцати дней обращаться с какой-либо просьбой ни к богам, ни к людям, кроме самого царя; а если кто нарушит это приказание, того бросить в ров на съедение львам. Царь согласился. Но пророк Даниил, несмотря на царское повеление, не переставал молиться Богу. Его враги донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и позволил бросить Даниила ко львам.

На другой же день рано утром царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Божий! Бог, которому ты служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Даниил ответил ему изо рва: «Царь! Бог мой послал своего ангела заградить уста львам, потому что я оказался чист перед Ним» . Тогда царь повелел поднять Даниила изо рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их .

Подобным образом испытал на себе гнев язычников св. пророк и при царе Кире , когда народ потребовал его казни за сокрушение идола Вила и погибель великого вавилонского дракона. Царь опять был вынужден затворить его в ров со львами, где он пробыл в течение недели. Ангел Господень явился св. пророку Аввакуму , когда тот шел на поле, чтобы отнести обед жнецам, и восхитил его в ров к св. Даниилу, нетронутому дикими зверями, но томившемуся от сильного голода. И когда Даниил воздал благодарение Богу, св. Аввакум тотчас был перенесен ангелом на свое место. Царь же весьма возрадовался о славном спасении Даниила и приказал освободить его, врагов же его отдать на растерзание львам.

При царе Кире по ходатайству св. Даниила иудеи получили, наконец, дозволение вернуться на родину. Само же пленение Вавилонское, по предсказанию пророков, явилось для них наказанием за многочисленные грехи и богоотступничество, когда по плотскому своему мудрованию они изгоняли и избивали пророков и не желали отступать от беззаконных дел.

Это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня. Которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть» , и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Исаия, 30, 9–10).

Так же говорил и св. пророк Иеремия , предупреждая о скором нашествии царя Навуходоносора:

Вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им (Иер. 6, 10).

Были в Иудее и лживые предсказатели, которые обещали Иудее долгий мир и благоденствие, и люди охотно слушали эти речи, потому что они льстили их развращенным сердцам и не призывали к покаянию и духовному пробуждению. Св. Иеремия, напротив, не переставал скорбеть и сетовать о грядущем разорении Иерусалима: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет (Иер. 6, 14). Но ему не верили и даже заключали в темницу до тех пор, пока Иерусалим не был захвачен и разрушен неприятелем. И тогда «заколол царь Вавилонский сыновей Седекии (царя Иудейского) в Ривле пред его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтоб отвести его в Вавилон. Дом царя и домы народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили» (Иер. 39, 6-8).

Но такое жестокое испытание послужило народу иудейскому на пользу: многие обратились к Истинному Богу с надеждой умилостивить Его и умолить дозволить вернуться им на родину. И Господь и на этот раз внял усердному их прошению, ибо кающиеся грешники никогда не остаются неуслышанными.

Иудеи были в плену семьдесят лет. Царь персидский Кир позволил им возвратиться из Вавилона на родину и построить город и храм. Он даже отдал иудеям все сосуды, которые были взяты Навуходоносором при разрушении храма Соломонова. Новый храм был меньше и беднее храма Соломонова, но пророк Аггей предсказал, что слава его будет больше, нежели слава прежнего храма, потому что в этот храм придет Спаситель мира. При постройке храма иудеи терпели много препятствий со стороны самарян, но пророки Аггей и Захария ободряли их, и пророк Захария предсказал о торжественном входе Христа во Иеросалим (9 гл., 9 ст.). При священнике Ездре , напомнившем евреям закон, пророк Малахия предсказал о пришествии предотечи Спасителя - Иоанне Крестителе (3 гл. 1 ст.) .

По церковному преданию, св. пророк Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирила Александрийского , святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза .

Рукописаннаго образа не почетше, но не описанным существом вооружившееся треблаженнии. В тузе суще огне ней прославистеся. Посреде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори щедрыи, и потщися яко милостив на помощь нашу, яко можеши хотяи (Кондак канона в неделю св. праотец, св. отец и на память св. пр. Даниила и триех отрок, Анании, Азарии и Мисаила).


. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.
. «Закон Божий для старообрядческих школ», репринтное издание, Москва, типография П. П. Рябушинского, 1910 г.

line-height:normal;background:white">Неделя святых праотец - предпоследняя Неделя перед Рождеством Христовым. Неделя святых праотец приходится на промежуток с 24 до 30 декабря (по новому стилю).

Праотец (греч.) - один из ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. родоначальник, праотец). Церковь почитает десять ветхозаветных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт. 5:1-32).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна называется из недель называется Неделей святых праотец, а другая — Неделей святых отец. Наименование "праотец" указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе "отец".
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу". В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои. В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).

Нравственно-догматическое содержание песнопений служб Недели святых праотец и Недели святых отец.

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. "Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу. "Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

normal">Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. "Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша". Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху". Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. "Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси".
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" — греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. "Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", — говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. "Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере".

White;">Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди". "Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога". И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший". Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира". Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире". line-height:115%;Times New Roman" new="" roman="">
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков". Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" — "пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)" .
"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда". "Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".

Тропарь праотцем, глас 2:

Background:white;"> Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Седален праотцев, глас 8:
Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, - вопиюще к ним, - прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу.

Из 8 песни канона праотцем в Неделю святых праотец:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки.

источник www/vsetsaritsa.ru

Праотцы Иаков, Исаак и Авраам

В преддверии праздника Рождества Христова Церковью установлено празднование памяти святых пра́отцев и святых отцев. В этом году неделя святых праотцев попадает на 30-ю Неделю по Пятидесятнице и на 28 декабря.

Почитание памяти святых праотцев берет свои истоки в иудеохристианских общинах начальных веков новозаветной эпохи. Дошедшие до наших времен свидетельства, говорящие о традиции празднования памяти святых праотцев перед праздником Рождества Христова, относятся ко второй половине IV века. Вначале почиталась память только Авраама, Исаака и Иакова.

Праотцы – какой трепетный смысл в самом звучании слова. Пра- приставка, которая дает слову значение принадлежности к древности. Прикасаясь к древности, мы можем испытывать особые чувства трепета, особое волнение. Само осознание того, что мы прикасаемся к истории, которой не просто много веков, а не одно тысячелетие, вызывает этот трепет. Но, история может быть разной, она несет дух эпохи, от которого может веять, как добром, так и злом. Мало того, чаще всего, что-то древнее, что-то пра- говорит нам о том, что этого места, явления, человека уже нет, они были в древности, и как будто, растворились и лишь что-то нам о них напоминает.

Праотец Ной

Не таково состояние наше, когда мы произносим слово «праотцы». Само слово «отец» уже несет в себе иной смысл: Отец Небесный, родной наш, земной отец. И здесь – Праотцы. Не древностью, давно ушедшей в небытие, а вечностью веет от этого слова, а значит они не «были», а есть и будут.

Кого же причисляет Церковь к праотцам? Самым главным признаком принадлежности к праотцам, является исполнение ими воли Божьей. Именно это и есть основание для почитания праотцев Церковью, как святых. Праотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству.

Праотец Исаак

Прежде всего это ветхозаветные допотопные патриархи: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной. Церковь почитает и патриархов периода после потопа и до дарования скрижалей закона Моисею. Это – Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. Кроме святых ветхозаветных патриархов Церковь чтит память святых праведников и царей, исполнителей воли Божьей. К святым праотцам относят и праведных Богоотец Иоакима и Анну, родителей Богородицы, а также Иосифа обручника.

«Св. Праотцы — вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, — воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой» (свт. Феофан Затворник (Вышенский)

Тропарь в Неделю святых праотец . Глас 2

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак в Неделю святых праотец. Глас 6

Рукописаннаго образа не почетше, но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся, среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.

2014 — 2019, . Все права защищены.

Перед Рождеством Церковь вспоминает великих праотцев. Праотцами называют предков Иисуса Христа, которые жили от начала мира до рождения Спасителя. Это те люди, которые сыграли большую роль в истории еврейского народа. Все они надеялись на пришествие Господа. Многие из них предсказывали появление в мир Христа, а также сами являлись прообразами Агнца, как, например, сын Авраама – Исаак, царь и псалмопевец Давид и другие. Жизнь святых праотцев была богоугодной, они чаяли избавления Израиля и исполнялись великих откровений от Бога.

Проповедь Патриарха Кирилла в Неделю Святых праотец

Протоиерей Глеб Каледа

Слово в Неделю святых праотец

Воскресение перед Рождеством имеет наименование «Неделя святых отцев», а предшествующее называется «Неделя святых праотец». Почему так? Ведь мы подходим с вами к Рождеству Христову, и то, что мы поем во время канона утрени «Христос раждается, славите», - поем, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, означает, что мы постепенно все больше и больше углубляемся в осмысление истории Ветхого Завета - времени, когда человечество, совершившее грех, утратившее Бога, получило обетование, что придет Спаситель - Христос, Мессия, и лучшие люди человечества, праведники Ветхого Завета, ожидали, когда же Он придет.

Пророчества по мере приближения времени рождения Господа нашего Иисуса Христа возрастали и возрастали, и поэтому вполне естественно, что за две недели до Рождества Иисуса Христа мы вспоминаем праведников и молимся праотцам, которые ожидали Христа. А праотцами мы называем всех тех праведников, которые ожидали Его пришествия, учили человечество о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и дали нам образцы веры, послушания и покаяния. Поэтому нам, вероятно, сегодня и в течение этой недели есть смысл посмотреть отдельные главы Библии, вспомнить пророчество Исайи, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

И когда мы говорим о вавилонском плене, мы обычно говорим о том, что этот плен был наказанием для евреев за их грехи. Но мы забываем еще об одном: последствия этого плена способствовали распространению среди языческих народов ожидания Христа. И евреи рассеяния, которые во время вавилонского плена образовали различные общины, несли книги пророка Даниила и его предшественников, в которых указывалась в таинственных седмицах и дата рождения Христа. И даже царица Савская (то есть эфиопская, абиссинская) перед рождением Господа нашего Иисуса Христа присылала послов в Иерусалим узнать, не родился ли Христос. И вот именно поэтому в Церкви предусмотрен день празднования праотцев.

«Празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим…» - пелось сегодня в одном из песнопений. «Празднолюбцы» - это не те, которые не умеют работать, как у нас, а те, которые любят церковные, православные храмовые праздники.

И вот мне хочется, чтобы все вы были и трудолюбивыми, и празднолюбцами в этом большом понимании этого слова. Мы, празднуя сегодня день праотцев, празднуем на следующей неделе день отцев, то есть тех, от которых по плоти произошел Христос, Его как бы кровных предшественников; а сегодня мы вспоминаем и тех, и других: этим мы восславим Рождество Христово.

И отмечу еще одну мудрость нашего церковного устава: очень много пророков вспоминается в декабре, и это тоже способствует нашему ожиданию, нашему приготовлению к великому празднеству Рождества Христова.

Проповеди архимандрита Кирилла Павлова

Слово в неделю святых праотец

За две недели до праздника Рождества Христова Святая Православная Церковь наша напоминает нам о его приближении и приготовляет к достойной его встрече. В нынешнюю, первую приготовительную к празднику неделю она воспоминает святых, живших до Рождества Христова, — ветхозаветных пророков и всех благочестивых людей, с верою ожидавших пришествия Спасителя, отчего и неделя эта называется неделей святых праотец. Этим воспоминанием она переносит нас мысленно во времена ветхозаветные, во времена, предшествовавшие явлению обещанного Богом Избавителя, и для побуждения нас к нравственному самоочищению поставляет перед нами целый сонм великих праотцев, воссиявших своей богоугодной жизнью.
Все праотцы жили надеждой на имеющего явиться Искупителя и постоянно высказывали свою веру в Него. Но в то время, как небольшое число благочестивых людей ожидало явления Христа Спасителя на земле и приняло Его, большая часть богоизбранного народа израильского не приняла Христа Спасителя, отвергла Божий глас и попечение о своем спасении, лишила себя вечной блаженной жизни, о чем и читалось сегодня в Святом Евангелии.
Святой евангелист Лука повествует о том, как Господь Иисус Христос возлежал на пиршестве у одного фарисейского начальника и некто из возлежавших сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк. 14, 15)! И Господь ему и всем присутствовавшим за трапезой предложил в ответ на это следующую притчу: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 16-24).
Под образом доброго хозяина разумеется в этой притче Бог, Небесный Отец, Который постоянно зовет нас на Свою вечерю, то есть в Царствие Небесное, уготованное нам от сложения мира, наследуемое через принятие верою Искупителя нашего Христа Спасителя и готовое открыться под конец этого мира. Рабом, по толкованию Святых Отцов, в этой притче разумеется принявший зрак раба ради нашего спасения Единородный Сын Божий, Который всегда призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»(Мф. 11, 28).
Ближайшим образом эта притча относится к современным Господу нашему Иисусу Христу иудеям и язычникам, которые в течение многих веков приготовлялись действиями Божественного Промысла к принятию Спасителя и вступлению в Церковь Христову, однако по своему упорному неверию, по увлечению житейской суетой и греховными удовольствиями не восхотели явиться на брачный пир Сына Божия, не вошли в лоно Церкви Его Святой, в то время как и Сам Он, Жених церковный, и друзья Его, святые Апостолы и Пророки, призывали их на путь покаяния и спасения во Христе Иисусе.
После того, как званые оказались недостойными брачной вечери, Слуга Божий по повелению Своего Господина приглашает на пир всех нищих, увечных, хромых и слепых, которые с благодарностью отзываются на приглашение войти на пиршество и быть участниками великой вечери. Под нищими, увечными, слепыми и хромыми разумеются люди, действительно обладающие естественными недостатками, которые с большей готовностью отзываются на приглашение Божие следовать за Господом для достижения Царствия Небесного, как говорит об этом и апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 26-29). Можно разуметь под нищими и убогими людей, несовершенных и в нравственно-духовном отношении, людей, погрязших в заблуждениях и пороках, не одаренных от природы добродетелями, которые, однако, на призыв Господа Своего отозвались покаянием и первыми идут в Царствие Божие.
Хотя эта притча имеет ближайшее отношение к современным Иисусу Христу людям, имеет она самое близкое отношение и ко всем нам. В ней каждый найдет, если только внимательно прислушается к голосу своей совести, изображение своего собственного отношения к Церкви Христовой, к своему вечному спасению. Из притчи мы видим, что приглашаются на вечерю прежде всего люди, которые занимаются законными трудами и утешаются невинными семейными радостями, что не является оскорблением благости Божией, потому что Сам Господь дал заповедь и трудиться, и иметь жену. И, тем не менее, судьба этих людей, занятых законным трудом и предающихся невинным удовольствиям складывается очень прискорбно. Все заканчивается для них тем, что они лишаются участия в вечном царском пире и гибнут. За что же? Конечно, они осуждаются не за то, что трудились и утешались радостями семейными, но за то, что среди житейских забот и попечений надмевались своим почетным положением и, пристрастившись к своему труду, торговле и радостям, забыли о долге повиновения и почтения к своему Господину и пренебрегли приглашением на царский пир.
И среди нас могут быть такие люди, которые, обладая известными добрыми качествами, и достоинствами, и добродетелями, проводят время в различных трудах, занятиях, развлекают себя удовольствиями и радостями невинными и среди своих трудов и радостей совершенно забывают о Боге и своих обязанностях по отношению к Нему. В гордом уповании на свою праведность они считают себя не нуждающимися в милости, дарах и благах Божиих, решительно отказываются от дел самоотвержения, от послушания Богу и остаются глухи ко всякому призыву ко спасению.
Пристрастие к земному, к наслаждениям, к богатству, к удовольствиям века сего, пристрастие к отдельным лицам другого пола заглушают в человеке призыв к Царствию Божию, и он, подобно евангельским званым, отвечает: «Не могу прийти, извини меня». Конечно, эти званые не вкусят вечери Господней, не будут наслаждаться вечным блаженством, от которого они сами же и отрекаются. Во время земной жизни они не приобретают ничего для жизни в обителях Отца Небесного.
Любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, благость, воздержание, вера — вот качества, отверзающие человеку врата небесные и вводящие его в чертоги райские. Но эти качества, составляющие плоды духа, неведомы и недоступны живущим по началам плоти, живущим только для земли, без мысли о Небе, об Иисусе Христе и Его заповедях. И поэтому без тяжких, по-видимому, грехов, без возмущающих душу злодеяний миролюбец и сластолюбец, предающийся своим житейским попечениям и радостям, забывая о Боге, в конце концов подвергается вечной погибели: сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. 6, 8).А вот люди второго рода, званые с дорог и перекрестков, то есть люди менее одаренные и способные в жизни, оказываются более отзывчивыми, и призыв Божий, обращенный к ним, венчается успехом скорее, чем обращенный к людям, надмевающимся своей праведностью или своими дарованиями. Нищие духом, сознающие свое ничтожество, нравственную скудость и неспособность собственными силами устроить свое спасение, алчущие и жаждущие правды, со всей горячностью отвечают на призыв в Царствие Христово, к жизни христианской, и из их среды исходят лучшие гости на брачном пиру Агнца Божия, вземлющего грехи мира.
Все великие люди, оказавшие своими подвигами благодеяние Церкви, все великие пастыри и учители Церкви, святые мученики, смертью запечатлевшие свою несокрушимую любовь ко Христу, святые подвижники и подвижницы и все святые Божии вышли из среды званых — нищих духом, смиренномудрых — и торжествуют ныне на брачной вечере кроткого Агнца. Вступают в сонмы избранных Божиих многие из людей, скудно наделенных умственными и нравственными дарованиями — хромых, слепых, — и многие из тех, которые, злоупотребляя, растратили вверенные им дары Божии на порочные и постыдные дела, но потом, от всего сердца раскаявшись, уврачевали свои греховные раны и облеклись в светлую брачную одежду. В этом убеждают нас многие святые, которые после порочной, греховной жизни соделались чистыми и праведными, как, например, преподобная Мария Египетская или преподобный Моисей Мурин.
И мы являемся призванными в Царствие Небесное. Будем поэтому внимательны к гласу Божию, памятуя, что есть предел нашему земному существованию, что придет время, когда милосердие Божие, которое ныне призывает нас к покаянию и исправлению, как бы уступит место правосудию и праведному гневу Божию. «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Очистим себя покаянием и исправимся, чтобы праздник Рождества Христова встретить с чистой совестью и духовной радостью и от полноты радости и чувств воспеть рожденному в Вифлееме Богомладенцу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».